Вечерний Северодвинск
Номер от 30 августа 2007 г.

Дом на шумном перекрестке
На днях старейшее в области профессиональное училище № 1 отметит семидесятилетний юбилей

Если быть более точным, то училищу, открытому 2 октября 1940 года, до юбилейной даты надо ждать еще три года. Но оно организовывалось не на пустом месте. Училищу передавались все имущество, здания общежитий, мастерских, учебного корпуса ликвидируемой школы ФЗУ, действовавшей здесь с 1937 года. Сюда же перевели и большую часть сотрудников школы. Так что решение считать училище ее правопреемником вполне закономерно.

Наш набор 1946 года был первым послевоенным. Отголоски войны чувствовались во многом. Половина преподавателей, бывших фронтовиков, ходили в кителях, гимнастерках. В вестибюле стоял постовой: учащийся с деревянной винтовкой. Военруки, как и в войну, готовили автоматчиков, пулеметчиков, минеров-подрывников. К наставникам следовало обращаться согласно уставу, не иначе как «товарищ мастер» или «товарищ преподаватель».

Наша фрезерная группа комплектовалась по добровольному принципу, но в одном и том же общежитии жили ребята, зачисленные на учебу год назад по мобилизации. Естественно, среди них были и хлебнувшие вольной жизни. На учебу присылали беспризорников, задержанных на пристанях и вокзалах, часть из них успели побывать в колонии. Встречались и картежники, и откровенные воришки. Как правило, это были переростки, обижавшие более слабых ребят, ростовщики, делавшие свой барыш на пайках и сигаретах, продавая их поштучно.

Со всем этим приходилось сталкиваться на первом году обучения и ощущать заметные изменения в лучшую сторону, которые происходили на втором.

Во-первых, нас стали заметно лучше кормить. С отменой карточной системы исчезли хлебные пайки, хлеб в изобилии стоял на столах. Преобразилась и сама столовая. На окнах появились светлые шторы, чай подавался не в железных тарелках, а в керамических кружках или в граненых стаканах. К мастеру и ко всем преподавателям мы уже обращались по имени-отчеству.

Форма в ремесленных училищах была введена при их организации. Но пощеголять в ней при полном параде до войны успели только два набора. В военные годы о форме уже не заикались. Если не считать, того, что раза два за войну, кроме телогреек и хлопчатобумажных спецовок, выдавали и выходную одежду. Девушки получали платья, а парни - костюмы из добротной импортной шерстяной ткани табачного цвета. Предыдущий набор донашивал брюки и кителя, а мы почти весь первый год носили то, что еще было дома, но жили ожиданиями. И дождались.

Второй учебный год встречали, получив полную парадную форму. Любая форма (морская, армейская, железнодорожная) в ту пору была предметом зависти как на селе, так и в городе. Принарядившись в черные шинели, прикрепив к отворотам эмблему с серебристыми буквами «РУ-1», а на фуражку с синей окантовкой перекрещивающиеся гаечные ключи, мы стали чувствовать себя взрослее, увереннее. Теперь уже нам завидовала подрастающая ребятня.

Форма, кстати сказать, давала ощутимые преимущества перед нашими сверстниками, учившимися в обычной школе. Помню, что на сеансы, на которых демонстрировалась «Девушка моей мечты», и на некоторые другие трофейные фильмы их не допускали. Курсанты же «мореходки» и «ремесленники», несмотря на предупреждение «Не моложе шестнадцати…», висевшее над кассой, проходили свободно.

В выпускном году для нас было и еще одно оставшееся в памяти значительное событие. Нашему ремесленному училищу № 1 (сейчас не помню, по итогам квартала или месяца) присвоили первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании. Директор училища Македон Дмитриевич Утюжников и замполит Василий Гаврилович Пушко приложили немалые усилия, чтобы превратить это событие для ребят в настоящий праздник. На весь день с утра до вечера нам был предоставлен клуб имени Горького.

Кроме выступлений ветеранов труда и войны, бывших воспитанников училища и большого концерта клубной самодеятельности, показали несколько фильмов, нашлось время и для танцев. Дворец мы покидали только часа на полтора, чтобы сходить на обед, который оказался в тот день необычайно вкусным и сытным.

Дом на некогда шумном перекрестке Индустриальной и Полярной знаком тысячам горожан. Кроме того, что ремесленное многим подросткам того времени помогало выжить, оно давало еще довольно прочные профессиональные знания. Среди его выпускников можно насчитать сотни награжденных орденами. Есть также герои Социалистического Труда, лауреаты Государственной премии, премии Ленинского комсомола.

Внесли весомый вклад в славную историю Севмаша и выпускники нашей группы. Все, с кем приходилось встречаться впоследствии, считали, что учили нас там замечательно.

Училище помогло познать цену труда, закалить характер. И теперь, по истечении многих лет, с особым чувством благодарности вспоминаются завуч Иван Григорьевич Брюхов, преподаватели Александр Корнилович Артюшин, Ирина Сергеевна Москалева, Петр Максимович Тюриков, Раиса Сергеевна Голубинская, мастер Екатерина Острейко, библиотекарь Тамара Губанова и другие наставники, прививавшие нам житейские навыки, выводившие нас на трудовую стезю.

Александр БУРЛОВ, «ремесленник» образца 1946-1947 года