Вечерний Северодвинск
Номер от 24 августа 2007 г.

Оператор «чистого дарвинизма»
Ему двадцать. Кто-то скажет «уже», но часто ему приходится слышать «всего? молод еще…» Тем не менее на счету Александра Зайцева три победы на всероссийских фестивалях «Студенческая весна».

Два года назад оператор Зайцев и северодвинская телепрограмма «Выход» заняли третье место, в прошлом году его работу оценили выше – второе место. В этом году «выходцы» стали победителями.

- Есть у меня мечта – снять свой фильм. К ней и буду стремиться. Какой? Не ограничиваю себя в жанре, но если говорить об эталоне, то такой, как «Остров», для меня это лучший российский фильм в плане съемки и монтажа.

- Стремишься к мечте?

- Пытаюсь. Нужно подождать еще пару-тройку лет, поднабраться опыта, изучить то, что я, троечник, упустил в школе – физику, химию, математику, и поступить во ВГИК. Это план на ближайшее время.

- А что уже за плечами?

- Мой операторский стаж всего три года. А как дело было? Брату (директору «Выхода» Андрею Зайцеву. - Прим. автора) заикнулся о том, что хочу научиться снимать, он дал камеру и сказал: «Хочешь? Снимай!» Так и пошел с камерой в город, снял свой первый ролик, потом брат мне много разных примочек показывал. Учился съемке у оператора ТВС Дмитрия Сватковского, у Сереги Гриневича – он и с «Контактом» работал, и на НТВ.

- Говорят, ты еще и в Москве образование получал?

- Да, этой зимой уехал туда на курсы. Учился у мэтров, которые снимали, наверное, половину всех советских фильмов, – у Мукосеева, Утиловой. К Марку Михайловичу Валынцу (оператору более 70 картин, режиссеру фильмов «Егерь» и «Там, за окошком, лето») наша группа домой ходила. Он, пожилой человек, себя уже неважно чувствует. Но рассказывает – заслушаешься: и о постановке света, и о монтаже… Потом уже, с этими знаниями, я на «Студвесну» и ездил. Одна женщина в жюри работу просмотрела и сразу вынесла вердикт: «Киношная школа!»

- Говорят, после курсов ты набрался смелости и пошел покорять столичные телеканалы.

- Еще на «Студвесне» познакомился с Александром Лопуховым, корреспондентом телеканала «Мир», он предлагал работу на их канале. Но мне не хотелось работать с новостными передачами, мечтал о чем-то более молодежном. Через знакомого нашел координаты Вовы Ловкова, администратора программ «Шик-парад» и «Хочу все снять» на MTV, напросился к нему в команду.

- И над чем работает ваша команда?

- Снимаем новый проект «Давай на спор!», русский аналог американского розыгрыша, он выйдет в эфир в сентябре. Видела, наверное, эту передачу, когда собирают молодежь и предлагают за деньги всякую дрянь – съесть гадость какую-нибудь или изваляться в ней. Противно, в общем, но весело.

- Где народ берете? Неужели вот просто так, как показывают, подходите на улице?

- Нет, там все сложнее. Администраторы находят веселые компании на улице, потом ведут их на закрытый пляж в Москве, оплачивают вход и там уже проводят съемки. Поэтому-то многие и соглашаются – на халяву на пляже потусить да еще и деньги заработать.

- И какая цена удовольствия?

- До трех тысяч рублей за розыгрыш. Но верхнюю планку только один раз при мне поднимали, когда девушке в сумочку, где кошелек, документы и мобильник, залили майонез, затолкали рыбу и еще какую-то дрянь.

- Ужас! Я бы, наверное, не пошла на это даже за деньги.

- А в Москве вообще все за деньги делают, там это в порядке вещей. За что я ее и люблю.

- Любишь?

- Ну да, мне нравится этот чистый дарвинизм. Сильный – выживешь, оступился – поднимайся быстрее. Все честно, все понятно, динамично. А здесь… Я, конечно, люблю наш город, здесь очень много действительно талантливых людей, но жить не смогу. Уезжал – народ бухал, приехал – бухает, посмотри вокруг. В Москве у меня только одна сложность пока: все постоянно указывают на мой возраст. Говорят, молодой еще. Но ничего, это подстегивает еще лучше работать, чтобы всем доказать, что «молодой» не значит «бездарный».

Ирина БАГРИЧ