Вечерний Северодвинск
Номер от 16 августа 2007 г.

Посыпались стекла. Медсестра - в обморок
Так началось первое дежурство хирурга Алексея Андреева, которому 15 августа исполняется 70 лет

Имя хирурга Алексея Андреева в городе на слуху. Кандидат медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации, кавалер знака «За заслуги перед Северодвинском»... Для меня же он в первую очередь парень с нашего двора. Мы жили в одном доме на улице Северной, 47, потом - в разных, но объединенных одним двором. И встречались, несмотря на некоторую разность возраста, в общих играх: лапта, десять палочек, хоккей на замерзшей канаве.

Е ще в детские годы мне казалось, что он будет врачом. Может быть, потому, что и папа, и мама Алексея были докторами. В начале шестидесятых он получил диплом. Помнит ли, как начиналась самостоятельная работа хирурга Андреева?

- Интересно начиналась. Получил направление в Северо¬двинск. Веду прием в городской поликлинике. Все нормально, все получается. Спустя несколько дней звонок: «Алексей Сергеевич, у вас в следующее воскресенье дежурство в больнице. Не забудьте». Вот тут я растерялся. Как? Что? А вдруг серьезный случай, что буду делать? «Что можешь, то и делай, а не сможешь - позовешь» - эти слова главного хирурга Лидии Александровны Баландиной более или менее успокоили. И на дежурство я шел уверенным, а точнее сказать, самоуверенным человеком. Скажу сразу, величайший специалист свого дела, Лидия Александровна стала для меня замечательным наставником.Случалось, начинаю операцию и чувствую: заблудился, могу что-то не так сделать. А она уже рядом, подсказывает, а порой и спешно начинает мыть руки. Потом, через много лет, когда наставницы уже не было, в трудные моменты нередко возникало ощущение, что она всегда за спиной.

Но это все потом. А тогда, на первом дежурстве, были и первый аппендицит, и первая нестандартная ситуация. Недавно Андреев осматривал пациентку, которая сказала: «Доктор, а вы мне в шестьдесят первом аппендикс удаляли». Сразу вспомнилось, как это было.

- Очень боялся пузырьков в шприце. И должно быть, перестарался, - рассказывает о том дне мой собеседник. - Поднял шприц кверху, выпустил струю так, что она попала на лампу. Лампа вдрызг, короткое замыкание. Стекла посыпались. В довершение всего сестра стала падать в обморок. Заканчивать операцию пришлось с палатной сестрой, которая оказалась рядом случайно. Вскоре во время очередного дежурства произошел еще один почти неправдоподобный случай. Звонок: «Скорая везет ребенка, на Яграх выпал из окна». Срочно бегу, ожидая увидеть что-то ужасное. Девочка до года, упала со второго этажа на асфальт... Осматриваю и глазам не верю: у малышки даже малейшей травмы нет. Слава богу! Все обошлось, но продолжение той истории было. В восьмидесятые годы, когда я уже заведовал отделением, пришла девушка оформляться медсестрой и в конце беседы неожиданно сказала: «Вы меня не помните, а ведь это я из окна падала».

В 1969 году, окончив клиническую ординатуру, Алексей Сергеевич стал заведующим отделением. По его оценке, то было трудное, но счастливое для врача время. Оперировали много. Не боялись браться за самые сложные случаи. Иван Иванович Круглов, Светлана Алексеевна Андреева, Орест Михайлович Романив, Владимир Ильич Красильников - врачи, работавшие в ту пору, проявляли большую изобретательность и мастерство. Помню, Алексей, встретившись со мной, обмолвился, что пытается внедрить в отделении что-то новое, но все его начинания начальство не одобряет. И вот теперь, почти через сорок лет, интересуюсь, в чем была суть.

- В то время не было ни реанимации, ни анестезиологов. Через все надо было проходить самому: давать наркоз, выхаживать после операции. Для этого мы выделили две палаты. На заводе заказали большие кружки из нержавеющей стали, в которых заваривали шалфей, ромашку, и пропускали через эти сосуды кислород. Им и дышали послеоперационные больные, никто не кашлял. Словом, создали прообраз реанимационного отделения. Изменили кое-что и в организации труда. Врачей донимала писанина. Купили магнитофон «Днепр», достали пишущую машинку, сумели высвободить одну из медсестер. Врачи поочередно после обхода наговаривали ей текст для записи в историю болезни.

Не помню, кто из великих сказал: «Самый большой талант, которым природа может наделить человека, - трудолюбие. Без него могут пропасть, остаться нереализованными и остальные». Алексей Андреев этим талантом не обделен, о чем свидетельствует его трудовая биография, продолжающаяся и поныне. Опытнейший специалист работает врачом-хирургом по оказанию экстренной помощи в больнице № 2.

Александр БУРЛОВ