Вечерний Северодвинск
Номер от 9 августа 2007 г.

Ах, вернисаж, ах, вернисаж - и не портрет, и не пейзаж
Прогулка меж Времени и Пространства души

В субботу, 4 августа, в Центре культуры и общественных мероприятий открытием персональной выставки отметил свое 60-летие член Союза художников России Валерий Саков.

… Поднимитесь на третий этаж Центра культуры - на выставку вас пригласят «Две красавицы». Им уже двадцать лет. Остановитесь, посмотрите. На полотне - белый цвет. Лица и белые блузки в основании треугольника, в его вершине - белый круг. Солнце, луна или софит? Неважно.

И сразу - спор контрастных цветов: черный и малиновый, серый и охра. Подходим ближе: зеркальное отражение женских лиц, взгляды которых пересекаются где-то перед вами. Так хочется оказаться в зоне их внимания. Пересечение гипнотически манит. Еще ближе - и нет красавиц, картина «ушла». Чтобы поймать еще раз впечатление, отходишь. Красавицы словно печально иронизируют. «Вот я, в кокошнике, среди церквей у подола сарафана». «А вот я, в деловом современном костюме, среди коробочной архитектуры в ногах». Вот здесь-то и появляется ощущение Времени.

Вот полотно тридцатилетней давности. Вершина - часы, в основании две фигуры в зеркальном отражении, совершенно идентичные, но в разном колорите: темный - светлый. В лицах угадываются авторские черты. Разговор с самим собой: «Торопись жить, приятель. Время всегда уходит!»

Впрочем, время, как извечный фактор, присутствует почти во всех работах. Красиво-элегантные «Аисты» недружелюбны: только что прилетели, требуется безопасность - время вить гнездо. «Лодочка, плыви» - название ласковое, но среди трех персонажей на фоне грозовой тучи смятение - требуется время доплыть до берега. «Саваоф» - да просто библейские времена. «Осенняя прогулка» - просто время года.

Ах да! «Осенняя прогулка» - идеальная иллюстрация художественного принципа. Фигура спешащего (широкий шаг), уже немолодого (осень) художника с мольбертом. Черная фигура под черным зонтом. И что подсказывает стереотипная ситуация? Конечно же, серый осенний дождь под серым небом, на фоне омытых дождем темных зданий. Раскрытый зонтик обязывает рисовать дождь. Но не тут-то было у Сакова. Его художник не видит ни-че-го вокруг! На картине создано настроение персонажа, спешащего навстречу Радости. И осень «надела вот это золотое платье, что до самой до земли».

А рядом с этим буйством масляных красок графический «Архангел Миллениум». Такой нежно-печально-голубой. Будешь печальным: «Вослед за веком век бежал, как за минутою минута, однообразной чередой». Вот уж и третье тысячелетие от Рождества Христова.

И из этого времени куда-то (может быть, в Вечность) - «Летю». Это от слова «летать». Такое детское путание глагольных склонений - ее величество Ирония. И опять персонаж, похожий на художника бородой, и уже немолодой, и уже отяжелевший, и суровость выражения лица. Но - «а мне летать охота», и «Летю»! Лимонный цвет Движения, рвущего кудри, и крылья на грязно-голубом фоне. Порыв к солнцу и свету из серости. Еще один Икар?

- «Ангел морской» вразвалочку сошел на берег. «Ангел идущий», ничего не видящий. «Ангел отдыхающий» у пирамид. Почти треть картин на выставке - ангелы. Почему? - спрашиваю автора.

- Потому... Потому что они красивые. У меня их много, просто места на выставке маловато.

Валерий Саков, как всегда, немногословен. На помощь к нему приходят коллеги. Художник Александр Верещагин:

- Представьте картину: во время рождения Христа архангел Михаил в красном на белом коне борется с Вельзевулом, сидящим на черном коне...

Ответ более чем исчерпывающий. Художники всегда мыслят образами и красками.

Лидия Колобова, художник из Архангельска:

- Мы Валеру знаем как художника-монументалиста, но его камерные работы не менее интересны. Выставка оставляет очень хорошее, светлое настроение.

Впрочем, сказано же: «Мысль изреченная есть ложь». Писать слова о выставке художника - дело неблагодарное. Надо идти и смотреть. А не надо - ожидать и искать фотографически точные портреты и пейзажи. Валерий Саков не соревнуется с фотоаппаратом. Среди персонажей его картин - Порыв, Движение, Время, Пространство души человека и ее Печаль...

Любовь ВАЛОВА

Краткое досье

Учился на факультете монументально-декоративной живописи в Высшем художественном училище им. Мухиной в Ленинграде. Участвует в художественных выставках с 1971 года: от городских до международных. Десять персональных - в Северодвинске, Архангельске, Таллине, Польше. Северодвинцы знают его двенадцать монументальных работ в городской архитектуре. Наиболее известные - витраж городского музея, сграффито «Прибой» на бывшем кинотеатре, фреска «На перроне», мозаика на архангельском кинотеатре «Русь». В монументально-декоративной технике у художника есть работы в Санкт-Петербурге и Таллине. Работает также в станковой живописи и графике. На открывшейся юбилейной выставке «Цветущее дерево» представлены работы преимущественно последних лет.