Вечерний Северодвинск
Номер от 9 августа 2007 г.

На поле Куликовом
Из бездонных глубин пронзительно синего, изумительно безбрежного неба с самого раннего утра обрушился иссушающий зной, выжелтил бескрайние тульские поля...

Мы, северные путешественники, всей семьей решившись на «безбашенную» авантюру в виде автомобильной поездки к сестре в Новороссийск, никак не могли проехать мимо священного для всей России места - поля Куликова.

Многое сменилось за шесть с лишком столетий на берегах Непрядвы и Дона, не раз еще приходили сюда разноплеменные враги... Но по-прежнему здесь повсюду рдеют, словно капли пролитой крови, цветки репейника, синеют васильки, неспешно плывут по воде важные гуси, плещется в прибрежных кустах рыба, щебечут в кустах какие-то птицы...

Лишь ежедневный поминальный перезвон колоколов храма Рождества Пресвятой Богородицы, возведенного на месте погребения погибших русских ратников, да гомон туристов нарушают покой этих мест.

Епифань - старинное село, основанное еще в середине XVI века князем Мстиславским для защиты южных границ Московского государства. Для проезда к Куликову полю этого села не миновать, но дороги в нем совсем не располагают к поездкам, кроме одной - через город Кимовск. Мы же сунулись через Богородицк, о чем потом и пожалели. Направление к Епифани приходилось узнавать у местных жителей, а заодно понять многочисленных старинных путешественников российских, маявшихся на современных им, но доставшихся нам в неизменном виде дорогах. К селам же Монастырщина и Красный Холм уже от Епифани дорога весьма прилична, ибо десятилетиями по ней возят неисчислимых туристов.

Возвращаясь с поля на трассу «Дон», немало были удивлены местными тульскими дорогами и деревнями. Порой казалось, что Куликовская битва закончилась совсем недавно.

Особенно поразил районный центр Куркино, ведь по карте именно через него самый короткий путь к трассе М4. Однако и самые улицы поселка, и дорога от него настолько разрушены, что наша раздолбанная М8 в Холмогорах показалась верхом дорожного строительства.

Во многих деревнях царит такое же нашенское, северное запустение, а ведь, казалось бы, сама природа даровала огромные возможности для процветания.

Правда, совсем иные, превосходные картины предстали нашим глазам после Воронежа. Но об этом разговор отдельный.

Пока же - обидно за поле Куликово.

Андрей СНЯТКОВ