Вечерний Северодвинск
Номер от 9 августа 2007 г.

Во дворе - не трава, на траве - не дрова
Благоустройство дворовых территорий как способ изрядно потрепать нервы

Решать - еще не значит решить!» Этот принцип Наталья Кириллова считает основой успеха. По нему планирует организовать свою деятельность в муниципальном Совете. Из агитационной листовки кандидата в депутаты Н. Кирилловой

Дома 51, 53 и 55 на улице Торцева, слегка обшарпанные, но еще крепкие, в этом году будут отмечать полувековой юбилей. Жильцы под стать своим домам, в основном пенсионеры. Проживают тут и рядовые ветераны, и всевозможные начальники, вплоть до зама губернатора. Кроме обычных и вип-жильцов, в домах расположились разные организации: от гражданской обороны и МЧС до хозслужбы ЖЭКа и прачечной. Потому машин здесь всегда в избытке - и своих, и чужих. Дворик - маленький, плохо проветриваемый колодец. Рядом вполне приличная, правда давно не крашенная детская площадка, чудом уцелевшая с советских времен. Вокруг тополя, чуток цветов... Таким этот двор был год назад.

В мае 2006 года депутат Кириллова пригласила жителей двора в жилконтору на собрание. Их пришло не густо, чуть более десяти, но те, кто пришел, не пожалели. Джоан Роулинг, читающая главы своей новой книги о Гарри Поттере, - жалкая тень в сравнении с депутатом и жилищниками. «Хотите иметь красивый двор?» А кто не хочет? И тут посыпались обещания, одно краше другого: завезут землю (в кои-то веки!), привезут саженцы деревьев или кусты (но кусты дороже!), подстригут деревья, сделают ограду сквера (вы какую хотите: живую изгородь или металлическую?), а в центре будет красивая клумба. Дальше - больше: козырьки над каждой подъездной дверью, ящики для бесплатных газет, урны, скамейки, детям - красочный городок, подросткам - клуб. Поможете, если что? Да вы только шепните, благодетели, мы и вскопаем, и покрасим!

Нет, это не было обычным собранием, тем более что сопутствующих такому мероприятию формальностей никто не соблюдал. Это был ремейк исторической встречи на Эльбе: жильцы и жилищники братались, обнимаясь и утирая слезы умиления, а с ролью маршала Жукова, по- отечески снисходительно наблюдающего за происходящим, успешно справилась Наталья Кириллова.

Но тут кто-то из жителей заметил на стене коридора схему размещения будущих автопарковок, согласно которой от скверика во дворе домов 51-55 практически ничего не останется. А сами дома со всех сторон будут закатаны в асфальт и окружены «площадками временной парковки автомобилей», гостевыми стоянками и всякими-разными парковочными карманами.

Положительные эмоции, естественно, улетучились, на их место пришли недовольство и острое желание сохранить свой двор в неприкосновенности. Наиболее активные жители стали писать во все инстанции и в один из августовских дней собрали под обращением более ста подписей соседей по двору. Если надо больше, вы только скажите, мы мигом, уточняли они, принося письмо в очередной кабинет.

Реагировали на их письма по-разному. От начальника городского управления Роспотребнадзора Петра Демяненко, у которого 108 жителей трех домов просили защиты, на имя и адрес женщины, чья подпись стояла первой, пришел ответ со ссылкой на Указ Верховного Совета СССР от 1968 года. А там черным по белому: «Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать, помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит».

Жилищники отвечали, что благоустройство двора идет по плану. Но жители продолжали бояться, что под приятным уху и глазу словом «благоустройство» кроется категорически ими неприемлемое спиливание деревьев и закатывание двора в асфальт. Директор СМУП ЖКХ Леонид Поляков утверждал, что «мероприятия по благоустройству находятся на контроле депутата Кирилловой». Но поскольку дозвониться до Натальи Юрьевны ее избиратели не могли и приемы она, по словам жильцов, не ведет, то что толку от такого контроля?

И что это за мероприятия, в результате которых из двора исчезают все скамейки? Их было около десятка. Две пали жертвами в неравной борьбе с вандалами. Три увезли в прошлом году, остальные в этом. Бдительные пенсионеры даже записали номер машины, которая увозила их последнюю радость. Хотя повод рассмеяться у жителей был: в жилконторе, куда их привели следы машины, объяснили, что без скамеек им же будет спокойнее, не будут собираться и шуметь под окнами подростки.

А может, пресловутый план благоустройства включал в себя вырубку тополей? Ведь на плане с обозначенными новыми парковками деревьям места не было. Жители позвонили в администрацию раз, другой, третий... Их успокоила эколог Ирина Власенко: никто ваши тополя рубить не собирается, только подстригут, как обещали, и все. Они, наивные, расслабились - и напрасно: в один не прекрасный день во дворе спилили 16 тополей. Причина? Кривые деревья, вдруг упадут, да не просто так, а на дорогую иномарку. Может, и так, но говорят, что самые кривые деревья почему-то пожалели.

Правда, новенький веселенький детский мини-городок во дворе все-таки установили. Таких в городе благодаря депутатам появился не один десяток. Осталось дождаться, когда дети появятся.

Сегодня в этом дворе все так же много машин - и своих, для которых, как уверяют жильцы, места хватает, и чужих, заехавших по делам в одну из контор или просто проезжающих сквозь двор. Новых деревьев и кустов не прибавилось, но есть и маленькая радость - ожили пни спиленных тополей. Никакого намека на строительство парковок во дворе не видно, но жители уже никому не верят и постоянно ждут подвоха.

Работа, проделанная активистами трех домов, впечатляет: целая папка бумаг, где собраны все письма с ответами и отписками чиновников. И свое «конституционное право дышать» они настроены отстаивать до конца. Но, судя по ответу, данному газете заместителем директора СМУП ЖКХ Леонидом Старостиным, воевать с ними и «закатывать их в асфальт» никто не собирается.

Елена САДОВА