Вечерний Северодвинск
Номер от 2 августа 2007 г.

Тайны семейной переписки, или История России в письмах
Эпистолярный жанр все больше и больше уходит в прошлое, а на его смену приходят новые, современные варианты общения: мобильный телефон, Интернет - и вот уже несутся и летят во все концы SMS, MMS и электронные письма.

В них есть свои плюсы: мгновенная связь и обмен информацией, но есть и минусы - мимолетность и безликость. Мы общаемся на бегу, короткими фразами, порою просто значками. Письмо же можно осязать, оно хранит тепло рук человека и даже способно воссоздать не только чью-то судьбу, но и историю целой страны.

В фондах Северодвинского городского краеведческого музея бережно хранятся письма разных периодов. Они в любую минуту готовы перенести нас в прошлое, рассказать нам о событиях минувших лет. Держа в руках такие письма, легко окунуться в мир человеческих судеб, достаточно только научиться читать внимательно, видеть, слышать сердцем и душой даже то, что написано между строк. Если вы готовы проникнуть в тайны истории, то каждая строчка заговорит и оживет в твоем воображении.

Находка из Новинок

Письма Первой мировой войны (их всего 55 штук) переданы музею в 1982 году двенадцатилетним северодвинцем Вадимом Малаховским. Их нашли в заброшенном доме в деревне Новинки Холмогорского района. И кто знал тогда, какую историю они могут нам рассказать?

Переписка семьи Харловых (уроженцев Холмогорского уезда Архангельской губернии) на первый взгляд может показаться обычной, но при более внимательном изучении раскрываются отличия этих писем от всех других. Оказывается, что автор большинства писем Самсон Иванович Харлов во время Первой мировой войны, в 1915 году, служил в первой роте 118-го пехотного Шуйского полка 30-й дивизии действующей армии. Об этом рассказывает письмо полевой почты: «Мы в настоящее время находимся все еще на той же позиции...» Адресовано письмо жене Параскеве Афанасьевне в деревню Верхний Конец (возможно, ранее Верхнеконская). Написано 29 мая 1915 года.

Следующее послание адресовано брату Самсона Харлова - Александру Ивановичу, который жил в Петрограде. В письме уже новая страница судьбы автора: «Я нахожусь в плену в Германии…» Датировка письма 1 ноября 1915 года, значит, уже в октябре Самсон Иванович был в плену. Из последующих писем мы узнаем, что и брат Александр попадет в ближайшее время в ряды армии. А как сложилась его дальнейшая судьба? Об этом нам остается только предполагать.

Лагерь с правом переписки

Самсон Харлов содержался вместе с тысячами других военнопленных в лагере в Германии (Восточная Пруссия, город Арес). Переписку Самсон Иванович не прерывал даже тогда. Благо военнопленным предоставлялась такая возможность. Существовали даже специальные бланки для военнопленных и бланки для тех, кто пишет им.

Письма ходили достаточно часто, доставлялись месяц-полтора. Обязательно проверялись цензурой - многочисленные штампы и печати цензоров тому подтверждение. Писать же было дозволено только на трех языках: русском, французском и немецком.

Конечно, большая часть писем - это письма жене, которые исполнены уважением и совершенно необычайными, на наш современный взгляд, отношениями между супругами. «Здравствуйте, дорогая супруга Параскева Афанасьевна. Шлю я вам свой сердечный привет. Желаю от души всего наилучшего: здравия на многие лета…» - пишет он своей жене. Она отвечает так: «Любезному и дорогому супругу Самсону Ивановичу от супруги вашей супружеское почтение… прелюбезно кланяюсь… сердечно любящая ваша супруга».

Такой была традиция общения между людьми в те годы: высокий слог, красивые обороты речи, богатые и роскошные фразы. В те времена подобный стиль общения был речевой нормой. Однако за высоким стилем писем супругов Харловых, несомненно, кроется любовь. А вот и одна подсказка! «Параскева Ивановна Харлова» - такая подпись встречается на одном из писем супруги. И говорит она о том, что жена действительно всей душой переживает за мужа, думает о нем так самозабвенно, что даже забыла свое настоящее отчество, «сменив» его на отчество мужа.

Имею честь поздравить Вас

Кроме супруги и брата в письмах оживают образы сестры Аннушки из Москвы, мамы Натальи Васильевны, шуринов Федора и Антона Афанасьевичей. Письма Самсона Ивановича написаны чернилами аккуратным, разборчивым, каллиграфическим почерком, что ясно говорит об образованности человека. Письма же родственников начертаны преимущественно карандашом, без особой аккуратности. И это тоже понятно: дел-то в деревне всегда хватает. Так, в одном письме мы находим следующие строчки, написанные супругой Харлова: «с поля все убрано, и спахано, и измолочено…» или «хлебы наперво идут хороши».

Среди повседневных писем встречаются и поздравительные: с Новым годом и Рождеством Христовым, с Христовым Воскресением. И конечно, здесь снова звучит высокий и красивый слог: «Имею честь поздравить Вас с высоко торжественным праздником Светлым Христовым Воскресением, Христос воскресе! Желаю встретить и провести в радости этот праздник».

Судя по тому, что письма жены, мужа и остальных родственников оказались в итоге в заброшенном доме, можно с уверенностью предположить, что Самсон Иванович благополучно вернулся домой после плена. Это был, вероятно, 1917 год.

Потом была революция, еще позже Великая Отечественная война… Но о тех годах письма из Новинок нам не рассказывают. А как интересно было бы узнать дальнейшую судьбу всех участников этой переписки.

Читая старые и выцветшие от времени письма, порою неразборчивые и написанные в старых традициях, мы совершаем настоящее путешествие в прошлое. Перед нами встают образы людей, их судьбы, по крупицам собирается и воссоздается история человека, история семьи, история страны.

А вы любите писать письма? Может быть, нам рано прощаться с этой многовековой традицией общения, сохраняющей свое неповторимое очарование?

Наталья ФЕДОРОВА, научный сотрудник городского краеведческого музея