Вечерний Северодвинск
Номер от 2 августа 2007 г.

Свадьба - дело всей общины
Теперь Леонид и Катя настоящие муж и жена

Для журналиста редкая удача наблюдать событие, пусть и не сенсационное, но обычно надежно скрытое от глаз широкой общественности. Мне удалось побывать на свадьбе в общине архангельских христиан-баптистов. И даже с разрешения пресвитера и жениха с невестой сделать там несколько снимков.

Но прежде чем описать собственно бракосочетание баптистов, следует сделать ряд важных пояснений по поводу этого христианского течения. Было бы не совсем верным и граждански некорректным называть баптистов сектантами. Во всем мире евангельские христиане-баптисты - одно из наиболее авторитетных и уважаемых течений протестантизма. Сегодня протестантство является третьим после католицизма и православия крупным течением христианства, насчитывающим около 550 миллионов верующих.

Россия все века своего существования была страной многоконфессиональной. И на древе русского христианства присутствует не только мощная ветвь православия, но и всегда заявляли о себе ростки евангельских вероисповеданий. Старейшим евангельским движением в России является баптизм.

...Но вернемся из исторического экскурса на поморскую землю XXI века. Вступающие в брак Леонид и Екатерина познакомились в одном из летних лагерей, устраиваемых российскими и европейскими баптистскими общинами для верующей молодежи. Екатерина - архангелогородка, в общину евангельских христиан-баптистов еще ребенком была приведена верующими родителями. А вот Леонид пришел к Богу, «покаялся», как это обозначается у баптистов, в 32 года, сейчас ему 37. Он живет в Эстонии, туда молодые и уедут после свадьбы. Переезд Екатерины в Таллин и ее переход из архангельской общины в таллинскую специально одобрялся, как и в случае с любыми другими «братьями» и «сестрами», общим собранием. Гражданскими властями их брак с Леонидом официально уже зарегистрирован, но до религиозной церемонии они мужем и женой не считались.

И жених с невестой, и присутствующие одеты нарядно, но просто. Жених с невестой рука об руку в сопровождении свидетелей проходят к возвышению. Хор поет торжественный гимн, пресвитер начинает общее молитвенное пение. Некоторые тексты из песенника исполняются всеми вместе, некоторые только хором. Пресвитер и уважаемые участники общины произносят соответствующие событию проповеди. Вообще, ни в убранстве зала, ни в одеждах, ни в самом обряде нет той пышности, которую православная обрядовость унаследовала от Византии. Многие таинства, принятые в римско-католической и русской православной церквях, баптисты не практикуют. У них все просто, строго. Причем если православные жених и невеста скорее всего увидели бы в церкви на венчании только своих родных, близких и приглашенных друзей, то здесь свадьба - дело всей общины. И подготовка к ней началась, насколько я знаю, задолго, и участвовали в ней все. Специально готовились спеть поздравительные гимны и самые маленькие архангельские баптисты - мальчики и девочки трех-пяти лет.

Праздничные столы после торжественной части накрывают здесь же, в большом зале, где обычно проходят собрания. Значительная часть блюд приготовлена женщинами общины, благо в молельном доме оборудована кухня. Кстати, свадьба эта - абсолютно безалкогольная, алкоголь и табак баптисты не приемлют. (Хотя многим после «покаяния» сложно бывает отказаться от вредных привычек сразу...) Еще небольшая, но довольно важная деталь: устройство здания и порядок поведения в нем максимально удобны и дружественны человеку.

Баптисты, как правило, многодетны, многие приходят на собрания не просто семьями, а с грудными детьми. Всем есть, где оставить верхнюю одежду, поставить коляски, матери могут уединиться с младенцами в отдельной комнате. Общению с Богом и единению с общиной не препятствуют, таким образом, никакие мирские неудобства.

Леонид СЛАВИН