Вечерний Северодвинск
Номер от 2 августа 2007 г.

Цивилизация на рынок ножками не придет
1 августа вступили в силу новые правила торговли на розничных рынках

Отныне Москва, а не местные администрации диктуют условия игры для рынков городов и весей нашей необъятной страны. И сразу же - стоп-машина.

Само понятие «мини-рынок» в федеральном Законе «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» отсутствует. Теперь это либо «универсальные» рынки, как в Северодвинске, либо «сель¬скохозяйственные», специализированные, кооперативные.

Собеседник «Вечерки» - Ирина Бажанова, руководитель отдела организации потребительского рынка управления экономики администрации Северодвинска:

- Ирина Борисовна, почему исчезло понятие «мини-рынок»?

- Могу лишь предположить, что разработчики нового закона расценивают мини-рынки как вчерашний день российской торговли. Отныне на территории муниципальных образований должны и будут работать полноценные рынки, отвечающие всем требованиям федерального Закона. В нашем городе их три: на улице Бутомы, на пересечении улиц Советской и Пионерской, на пересечении проспекта Труда и улицы Ломоносова. Последний, скорее всего, прекратит свое существование уже в 2008 году.

- Что нового привнесет в рыночный быт этот закон?

- Новшеств много, остановлюсь на основных, важных в первую очередь для покупателя. Теперь универсальные рынки могут управляться исключительно компанией - юридическим лицом. Они должны иметь вывеску с названием, юридическим адресом и фамилией директора управляющей компании, схемой размещения торговых мест. На территории рынка должен быть оборудован специальный стенд для посетителей с контактным телефоном администрации управляющей компании и фамилией руководителя, а также информацией о наличии свободных мест для торговли и стоимости аренды торгового места. Раньше этого не было.

- Внутреннее обустройство рынков федеральный закон также регламентирует?

- Безусловно. Ужесточились требования санитарной и противопожарной безопасности. А еще управляющая компания обязана выделить помещение для представителей контролирующих органов. Любой проверяющий, если это необходимо, должен иметь возможность сесть за стол и спокойно (а не под прилавком) составить протокол о нарушении, поговорить с нарушителем и пр.

- Ирина Борисовна, как насчет близлежащих к рынку территорий?

- Думаю, лишним будет говорить о том, что эти территории в чистоте и порядке должны содержаться - само собой разумеющийся момент. Самое серьезное к ним требование - обязательные автомобильные парковки. Покупатель на колесах не должен мешать дорожному и пешеходному движению. А с парковками близ северодвинских рынков пока проблемы.

- Для рядового покупателя самым, пожалуй, актуальным вопросом остается вопрос общения с продавцом. Жалоб масса: обвесы, обсчеты, неприкрытое хамство. Моему коллеге недавно на рынке вместо настоящей сувенирную купюру подсунули. Продавцов теперь тоже «построят»?

- Насчет «построят» не знаю, но к продавцам теперь предъявляется масса новых требований. Первое - управляющая компания обязана вести реестр своих продавцов. Второе - все они должны иметь так называемую карточку продавца, которая заполняется и заверяется печатью управляющей компании рынка. С фотографиями, адресами и контактными телефонами как юридического лица, так и наемного работника. Любой потребитель должен знать, кто его отоваривал, какой предприниматель торгует на этом месте и как его при необходимости найти.

- Не слишком ли много открытой информации?

- Наверное, для наведения порядка на рынках это не помешает, поскольку жалоб от покупателей именно на рыночную торговлю действительно много. А открытая информация о продавце будет стимулировать его к более ответственной работе и уважительному отношению к покупателю. Да просто к человеку.

- Руководители городских рынков, я слышала, уже шумят по поводу драконовских мер - штрафов - за нарушения. Они огромны...

- Да. Если управляющая компания не оформила и не выдала карточку продавца - от 100 до 300 тысяч рублей.

Негативную реакцию директоров управляющих компаний предсказать и понять, конечно, можно. Любое нововведение - это дополнительный объем работ и затрат. Но время стихийной торговли и рыночного безобразия проходит. Мы переходим к цивилизованным методам торговли, которые не могут возникнуть сами по себе. Словом, суров закон, но он закон.

Беседовала Марина НЕВЕРОВА

Новые правила не помешают

Как воспринимают новые требования те, кто торгует на рынках?

И что должны принести с собой новые правила с точки зрения покупателей?

Людмила Владимировна, предприниматель:

- Думаю, что мне эти новые правила работать не помешают. У меня есть все документы, я плачу налоги. Честные правила игры нужны. И если рынок станет прозрачнее, то хорошо будет всем, кто работает честно.

Владимир Николаевич, предприниматель:

- Новые правила торговли на рынках? Что ж, конечно, правила везде нужны. Только вот кто будет контролировать их выполнение? Инстанций много - доверия к ним мало. Внутри у человека должны быть правила.

Наталья Ларионова:

- В первую очередь на рынке нужно следить за тем, чтобы не нарушались санитарные нормы. Должны быть исправные холодильные установки, нужно контролировать соблюдение сроков реализации.

Михаил Кучко, работник Севмаша:

- Что у нас на рынках? Помидоры в конце июля все еще по 35-40 рублей, а какого они качества? А огурцы пузатые? А продавец еще взвешивает в ларьке товар так, что ты не видишь весов... Правила не должны всего этого допускать.

Александра Васильевна Рыжкова:

- Главное, чего жду от любых правил, - это контроль за соблюдением санитарных норм. Хотелось бы, чтобы покупатель мог сам выбирать товар. А то продавцы соберут тебе такое, что дома ахнешь! Ну и, конечно, документы надо контролировать...

Спрашивал Станислав ЗЕЛЯНИН, снимал Валерий УТКИН