Вечерний Северодвинск
Номер от 19 июля 2007 г.

Спешат на урок тигр и носорог
Как учителю Абрамову помогают звери

Разве не любопытно, что Альбрехт Дюрер, помимо всего прочего, еще и автор первого в Европе изображения носорога? Один из правителей Индии послал диковинное животное в подарок Папе римскому. Носорог, правда, дальнего путешествия не выдержал – умер вскорости. Но моделью для великого художника послужить успел…

ПРИ чем тут биология? Удивиться так могут лишь те, кто не знает заслуженного учителя России Владимира Абрамова, педагога

14-й гимназии.

«Что это за художник?»

Начиналось все… грустно. Три года назад Владимир Игоревич перенес тяжелую операцию. Четверо суток в реанимации, месяц в общей палате, непростой период реабилитации… Было трудно, признается он. Трудно и физически, и душевно.

И вот в эти-то недели судьба преподнесла ему неожиданный подарок: совершенно случайно он наткнулся на подборку репродукций картин известных анималистов. Сначала удивительный мир, созданный их талантом, просто помогал отвлечься от непростых переживаний. Потом захотелось найти новое и узнать больше об этом жанре…

Выйдя наконец на работу, Владимир Игоревич продемонстрировал полюбившиеся ему картины ученикам – пока лишь в качестве иллюстрации к учебному материалу. И тут ребята в очередной раз порадовали педагога. Раздались вопросы: «Что это за художник?» (Небольшое отступление: любознательность и пытливость учеников – это, кажется, предмет особой гордости Владимира Абрамова. Он особенно порадовался, когда семиклассники нашли в учебнике фактические ошибки, неточности в иллюстрациях. Правда, и немного неловко было, разумеется, за коллег-биологов и редакторов…)

Учитель предложил подготовить доклады о художниках. Авторам поставил пятерки… Но гимназисты и тут не успокоились – и учитель с ними. Поиск информации о художниках, их работах, о стилях, школах и направлениях анималистики продолжался не один месяц. Гимназисты переводили с иностранных языков подобранные учителем материалы из Интернета. Переводили, заметим, не просто точно и выразительно, но еще и увлеченно и, главное, добровольно – «лишних» заданий Владимир Абрамов никогда не требует, понимая загруженность ребят. Помощь в работе оказали учителя иностранных языков. Ценные консультации дал и педагог художественной школы Владимир Петров. Работа завершилась лишь сейчас, когда проработан практически весь доступный материал и требовательный к себе Владимир Игоревич смог с чистой совестью сказать: «Все, что можно, обшарил!»

Можно и поиграть

Результатом общего труда под руководством Владимира Игоревича стал мультимедийный диск, на котором собрано порядка 12 тысяч репродукций и фотографий и дан обширный справочный материал – информация об отдельных художниках, исторический очерк развития анималистики.

- Мы и своих-то, отечественных анималистов не знаем, - сетует Владимир Абрамов. – Комаров, Ватагин, Чарушин, может, еще знаменитый иллюстратор Кондаков – вот, пожалуй, и все, кого обычно могут назвать. О зарубежных художниках нечего и говорить! А ведь есть замечательные мастера, люди удивительные! Вот Роберт Бейтман, канадец, - один из крупнейших анималистов мира. Вот Кристиан Риз Лассен – не только художник прекрасный, но и спортсмен-серфер мирового уровня. И посмотрите, какие краски, какие образы!

Работа интереснейшая, в чем-то уникальная. Не обычная «методичка», не только электронная хрестоматия «наглядности», но что-то гораздо большее. Хотя, конечно, и в чисто прикладном отношении разработка Владимира Абрамова очень полезна любому учителю и любому серьезному ученику. На диске вы найдете и экзотических животных тропиков, и давно вымерших монстров. Наконец, можно на уроках и поиграть с анималистикой. Конечно, не со всеми картинами, а с особыми. У Грэма Бэйса есть, к примеру, удивительные вещицы в жанре фэнтези, где в облике небывалых существ причудливым образом соединяются черты реальных животных: прием старый, вспомним Босха или Шонгауэра, но очень эффектный и эффективный. А еще есть и волшебные картинки, на которых самые неожиданные зверюшки оказываются «зашифрованными», спрятанными в узорах ветвей, водорослей... Отгадывать одно удовольствие! Но и польза немалая: развивается творческое воображение, способность к анализу и синтезу, внимание к деталям, да и биологические познания такая игра обогащает…

Мастер-класс в Москве

Должное северодвинскому педагогу отдали и в столице – на прошедшем в конце учебного года VI Московском педагогическом марафоне учебных предметов, организованном издательским домом «Первое сентября» и редакцией газеты «Биология».

С «Первым сентября» Владимир Игоревич сотрудничает с 1995 года – на него издательский дом вышел как на лауреата Соросовской премии. С тех пор он имеет несколько десятков публикаций в газетах и сборниках издательского дома и ряд наград. На этот раз Владимир Игоревич выступил на форуме с мастер-классом «Методика использования репродукций художников-анималистов на уроках биологии». Гости и организаторы марафона очень высоко оценили разработку северодвинца. Материалы, подобранные им, в ближайшие месяцы будут изданы отдельной брошюрой.

В планах Владимира Абрамова – продолжить знакомство с изобразительным искусством. Только уже на материале натюрмортов. Можно привлечь и сведения из флористики, дизайна, мечтает педагог.

А ведь Владимир Игоревич на своих уроках может и Омара Хаяма, и Мусу Джалиля цитировать, попутно сожалея, что не находится для них достойного места в программе по литературе. Кто знает, может, педагог-энтузиаст наведет мосты еще и между биологией и словесностью? Впрочем, куда бы ни завел его творческий поиск, можно не сомневаться: это пойдет на пользу ученикам.

Алексей ЯНИН