Вечерний Северодвинск
Номер от 12 июля 2007 г.

Интеллектуальное воровство
Поводом для семинара, состоявшегося недавно в издательстве «Правда Севера», стал литературный скандал: повесть архангельского автора Ксении Волковой «Иероглифы судьбы» в искаженном виде и под своим именем опубликовал омский писатель Сергей Прокопьев в столичном журнале «Москва».

Книга Волковой объемная, несколько сот страниц, повесть в журнале маленькая, переработанная – плагиат ли это?

- Да, если совпадают место и время действия, герои, сюжет и линия повествования, - считает юрист издательства Валентина Дьяченко.

Случаев литературного воровства много: воруют фотографии, не кавычат цитаты, не ссылаются на первоисточник, не упоминают имя того, кто первым высказал ту или иную мысль, а тем более опубликовал.

Автор детских книжек Сергей Козлов считает, что, вместо того чтобы плакаться в жилетку, надо создавать прецеденты – судиться и выигрывать суды. Виктор Антуфьев, спортивный журналист, выразил мнение, что литературного вора можно наказать не только через суд, но и морально, то есть игнорировать, руки не подавать. Студент отделения журналистики Поморского государственного университета Георгий Колпаков высказал идею, чтобы общественная организация, а это может быть как Союз писателей, так и Союз журналистов, создала «черный список» плагиаторов, о котором будет знать вся страна.

Кстати, плагиат признается независимо от того, опубликовано чужое произведение или нет. Потерпевший от плагиата автор может прибегнуть к гражданско-правовым мерам защиты нарушенного права авторства, в том числе требовать возмещения убытков.

- Суды обычно на стороне автора, если экспертиза доказала, что текст украден, и назначают достаточно внушительные суммы ущерба, - отметила юрист Валентина Дьяченко на вопрос о судебной практике. – Что касается случая с Ксенией Волковой, то мы будем подавать в суд на омского писателя.

Тамара ОВЧИННИКОВА