Вечерний Северодвинск
Номер от 5 июля 2007 г.

Клоуном надо родиться!
Максим Никулин – о врожденном таланте и цирковой «коммуналке»

В минувшую пятницу на площади Профсоюзов в областном центре начались гастроли самого известного в России Московского цирка на Цветном бульваре. КАК известно, создал его легендарный Юрий Никулин. Продолжает дело отца его сын Максим Юрьевич. У коллектива цирка в Архангельске уже много поклонников. На встрече с ними в областной библиотеке имени Добролюбова Максиму Никулину пришлось отвечать на самые разные вопросы. Разумеется, самый животрепещущий: не мог ли бы он посодействовать возрождению цирка в Архангельске? - Честно признаюсь, не знаю, нужно ли это. Стационары строились в советское время, когда никто не задумывался об их рентабельности, – сейчас надо считать, во что обходится электричество, вода, постоянный штат обслуживающего персонала. Чтобы жить нормально, мы, например, сдаем помещения под другие мероприятия, скажем чемпионат по боксу, крупные компании проводят у нас корпоративные вечеринки, здесь же отмечаются юбилеи. Главный наш плюс - в Москву ежедневно приезжают миллионы людей, которые желают посетить знаменитые места, в том числе наш цирк. Еще такой нюанс: сейчас в глазах рябит от приглашений на выставки, шоу, концерты, мюзиклы, плюс есть спутниковое телевидение, Интернет, цирк уже не стоит на одном из первых мест, как было раньше. Так что одно то, что люди в огромном море развлечений не забывают цирк, уже отрадно. - То есть передвижной цирк выгоднее? - Как сказать. У нас ведь такая ситуация: расстояния безмерные, к тому же народ в небольших городах безденежный, ехать туда – значит остаться в явном прогаре. Планируя поездку в Архангельск, мы думали не о прибыли (а это все-таки областной центр), приехали, как бы это пафосно ни звучало, ради людей, показать, что существует настоящий цирк. Спасибо, что помогает транспортом МЧС, обеспечивая доставку оборудования и животных, а то бы вовсе оказались в убытке. - Выходит, ваш коллектив живет на бюджетных вливаниях? - Скорее, выливаниях, в год отдаем государству по два миллиона долларов налогами, платой за аренду муниципального имущества, коммуналку. - Максим Юрьевич, как вам удалось организовать проект «Звезды цирка»? - Это не наш проект, а Первого канала, который купил зарубежный формат. Мы посчитали, что задумка интересная, и согласились участвовать. Кажется, что получилось удачно, потому что пришли состоявшиеся люди, которые сами выбирали жанр выступлений. Скажем, в клетку к зверям согласилась зайти только Яна Чурикова, потому что у нее врожденное чувство смелости. По канату лучше всех прошел Михалков - у него хорошо развито природное ощущение баланса. Если его нет, то учи не учи - по канату не пройдешь. Как в цирковом искусстве: выучить можно на акробата, жонглера, а клоуном надо родиться. Это определенное состояние души, отношение к жизни, самоирония и многое другое. - Кто побывал в Москве, восхищается оригинальным памятником у здания цирка на Цветном бульваре. Чья идея запечатлеть вашего отца в таком образе? - Скульптора Александра Рукавишникова. Мы с ним не были близко знакомы. Начал работу он самостоятельно, потом пригласил нас с мамой, сказал: я знаю Юрия Владимировича только по фотографиям, фильмам, воспоминаниям знавших его людей, поэтому буду постоянно советоваться с вами. Когда он принес эскиз кабриолета из «Кавказской пленницы», из которого выходит Юрий Никулин в привычном коротком сюртучке и шляпе-канотье, сразу понял: попадание в «десятку». Это даже не памятник – это скульптура, которая сейчас уже живет своей жизнью. Можно подойти, сесть в автомобиль, сфотографироваться, поговорить по душам - такое тоже наблюдается. Наш оператор как-то задержался на работе, вышел на улицу часа в четыре утра и опешил: стоит мужик, держится за Никулина и разговаривает с ним на полном серьезе. Другая история с «человеком дна»: женщина-бомж захотела сфотографироваться. Ей сказали, что бесплатно не получится, нужно 150 рублей. Она тут же «пошла по рядам»: подайте на фотографию, насобирала и «щелкнулась на память». Два раза уже воровали руль, но явно не для сдачи в пункт приема цветных металлов – последний раз видеокамера зафиксировала два джипа, из которых выскочили прилично одетые люди, быстро срезали какими-то клещами руль, положили на капот кабриолета шикарный букет - и до свиданья. - Ваш отец создал цирк, выходит, он был не только талантливый артист, но и менеджер? - В современном понятии это был скорее президент компании, которому не нужно вникать в мелочи, для предприятия он был как кремлевская стена за спиной. Когда ее не стало, в спину начало частенько дуть холодным ветром. Зря говорят, что нет незаменимых. Есть они.
Алексей ГУНДОРОВ
P.S. Как сообщило информационное агентство «Двина-Информ», заместитель губернатора Михаил Ситкин предложил Максиму Никулину и его заместителям Светлане Яковлевой и Лидии Самойловой познакомиться с крупнейшим судостроительным предприятием - Севмашем. - Когда смотришь на корабли и подводные лодки по телевизору, не ощущаешь в действительности их размеры, - поделился впечатлениями Максим Никулин. - Подвиг совершили люди, которые умудрились сохранить завод, такую махину, в сложные для страны годы.