Вечерний Северодвинск
Номер от 28 июня 2007 г.

Шеф, два счетчика!
Или О том, как депутаты научат таксистов пассажиров любить

В нашем городе насчитывается более двух десятков фирм такси. Все они после отмены лицензирования «услуг по перевозке пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом» работают как им вздумается, поскольку сейчас их практически никто не контролирует. И как результат анархии: «перевозчики осуществляют перевозку граждан на технически неисправных автомобилях, не проходят предрейсовых медицинских осмотров, не соблюдают режим труда и отдыха, тем самым подвергают опасности жизнь и здоровье граждан нашего города». Так оценили ситуацию депутаты – члены комиссии по городскому хозяйству. И тут не поспоришь: качество услуг так себе, бывает, машина по вызову приезжает такая, что и садиться в нее страшно, и уверенности, что доедешь на ней до конечного пункта, никакой. Для полноты картины можно добавить про «уклонение от налоговых отчислений в местный бюджет», что тоже не радует. Проанализировав ситуацию с городскими такси и тщательно изучив опыт других городов, депутаты разродились «Положением об организации перевозок пассажиров легковыми таксомоторами на территории муниципального образования «Северодвинск». В идеале этот документ должен не только определить порядок организации перевозок пассажиров и максимально защитить наши права, но и привлечь дополнительные деньги в городскую казну и способствовать «обеспечению безопасности движения на дорогах и высокой культуры предоставления качественных услуг обслуживания пассажирам, регистрации и учету перевозчиков, осуществляющих таксомоторные перевозки, и созданию равных условий для деятельности на рынке легковых таксомоторных перевозок». Городская администрация инициативу депутатов поддержала. Все заинтересованные лица с проектом Положения тоже ознакомились и внесли свои поправки и уточнения. ГИБДД, например, предлагает «оборудовать или иметь в наличии специальное детское удерживающее устройство или иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства». А налоговики, в свою очередь, настаивают на том, чтобы таксист «выдавал пассажиру в момент оплаты соответствующий чек, отпечатанный на контрольно-кассовой технике, зарегистрированной в налоговых органах». Перевозчикам, как фирмам, так и частным лицам, предлагается пройти добровольную аккредитацию. Кроме того, Положение вводит водительский ценз и строгое соблюдение своего рода этикета: работать таксистом сможет только тот, кто имеет стаж не менее пяти лет, при этом водитель обязан соблюдать общепринятые нормы внешнего вида и поведения, быть вежливым и доброжелательным в общении с пассажирами и по первому их требованию «выключать аудио- и видеовоспроизводящую аппаратуру». Правда, почему-то ничего не сказано о том, как должен отреагировать водитель на просьбу пассажира не курить. Известно, что у нас каждый второй таксист – джигит, для которого народная мудрость «тише едешь, дальше будешь» и не мудрость вовсе. А в результате лихой езды зачастую страдает пассажир. В экстренном случае таксист обязан «оказать при необходимости пассажиру доврачебную медицинскую помощь, вызвать «скорую помощь» либо доставить пассажира в ближайшее лечебное учреждение». Но наверняка пассажирам было бы спокойнее, если бы перевозчики еще и страховали их от несчастных случаев на дорогах, как это делается, например, на железнодорожном транспорте. Заставить перевозчиков работать по единым правилам и получить дополнительные средства в бюджет – это, по мнению авторов Положения, вполне осуществимо, если разработанный ими документ будет принят на сессии. Но, главное, он должен работать, а не быть просто еще одной ничего не стоящей бумажкой в пыльной папке. Только тогда можно будет говорить, например, о «своевременном прохождении водителями медицинского освидетельствования», «выпуске на линию транспортных средств в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии» или о «соблюдении установленного законодательством режима труда и отдыха водителей».
Елена ОГОРОДНИКОВА