Вечерний Северодвинск
Номер от 21 июня 2007 г.

Когда уходит кино, приходит «Груз 200»
Режиссер Балабанов, снявший скандальный фильм «Груз 200», намекнул: эта картина станет первой, которую положили «на полку» в перестроенной, новой России! Раньше, мол, на эту «полку» клали смелые, политически недальновидные картины, а теперь вот «Груз»… Куда катимся, товарищи?

Режиссер Балабанов, претендующий на звание последнего бойца с коммунистической эпохой, слишком много думает и о себе, и о «Грузе». Хорошее кино - это кино, которое хочется пересмотреть. Может быть, не один раз. Как захаровского «Мюнхгаузена», рязановский «Гараж». Их на ту «полку» не положили, из-за талантливости. Когда демократическая Россия рассекретила запрещенные советские фильмы, неожиданно выяснилось: многие завалялись на «полках» в силу эстетических, а не политических моментов.

Я за полки? Да, если профессиональных кинокритиков тошнит на премьерном показе «шедевра» с названием «Груз 200». Да, если Миронов и Маковецкий отказываются сниматься в нем, а Каннский и Берлинский фестивали отказываются демонстрировать. У Европы не железные нервы. Я очень даже за полки, ведь это могут увидеть подростки. И подумать, что их родина была такой - мерзкой и грязной, а их родители во всем этом жили.

Мент-импотент, извращающийся над дочерью секретаря райкома партии, труп убитого в Афганистане жениха, который валяется тут же. Поэтому я хорошо понимаю прокатчиков, которые повсеместно отказываются «крутить» это кино в российских залах. Во многом, кстати, из-за коммерческих соображений – не пойдут. Как выразился один наш продюсер, «народ дерьма наелся». В Северодвинск «Груз 200» тоже не приедет.

Скандал и реклама (или антиреклама) делают современный кинематограф. Думаете, Рязанов сейчас не снимает? Но кто из нас хотя бы слышал о последней картине обожаемого страной режиссера? «Андерсен. Жизнь без любви», в который вложено три миллиона долларов государственных денег и столько же спонсорских, заработал (смешное слово!) сто двадцать тысяч долларов. Ролики по телеку не казали.

Интересно, что сегодня смотрит Россия и мы вместе с ней? По данным аналитического журнала «Профиль» в 2006 году страна не шла – бежала на «Дозоры», «Питер FM», «Сволочей», второго «Бумера» и «9 роту». Все они методично рекламировались на ТВ, бурно обсуждались в СМИ. По информации менеджера кинокомплекса «Родина» Светланы Коржавиной, самые посещаемые российские картины последнего времени – «Волкодав», глянцевые «Любовь-морковь» и «Жара».

Похоже, у производителей кинематографического грима наступают тяжелые времена. Красной и черной краски требуется меньше и меньше, зрителю все меньше нужны нон-споп-мордобой, кровавые морды и ужасти. А что нужно, он толком пока не знает. В том числе и поэтому, говорят профессионалы, что кино в России еще не бизнес и еще не искусство. Но уже явление, к которому хочется присмотреться.

Марина НЕВЕРОВА