Вечерний Северодвинск
Номер от 21 июня 2007 г.

Закон заставит нас любить
Туристическому беспределу в России приходит конец

Отель - не пять, а три звездочки, до пляжа не сто метров, а десять километров, экскурсии – вообще за отдельную плату. Да еще о том, что жить придется в самом криминальном районе города, никто не предупредил.

Таких случаев, когда российские туристы оказывались самым банальным образом обмануты в своих ожиданиях, тысячи. Именно русский турист, по мнению экспертов, долгое время был одним из самых незащищенных в правовом плане. Турфирма обещала, что все будет «в шоколаде», а вышло совсем по-другому? Ну что ж, это ваши проблемы! Судитесь, доказывайте, глядишь – добьетесь правды.

Новый закон «Об основах туристской деятельности», вступивший в силу 1 июня, выводит туристский бизнес в нашей стране из состояния «беспредельного» рынка. Во всяком случае, к этому есть все предпосылки. О том, чем грозит турфирмам новый закон и чем порадует нас, потребителей, и шел разговор на брифинге в комитете по международным связям и развитию туризма администрации Архангельской области.

Великолепная семерка

Новый закон коснулся прежде всего системы финансовых гарантий российских туроператоров, а не турфирмы. Разница между этими понятиями проста: услуги предоставляет именно оператор, он заказывает самолет, бронирует места в отеле и т.д. Турфирма, представляющая оператора, просто продает вам путевку.

По новому законодательству туроператоры, занимающиеся выездным туризмом, должны иметь уставной капитал не менее 5 миллионов рублей. Для внутреннего туризма эта сумма составляет 500 тысяч рублей. Все операторы, застраховавшие свою деятельность в виде банковских гарантий или страхового полиса, должны быть включены в Единый реестр туроператоров. Те, кто не успел сделать этого до 1 июня, автоматически оказались вне игры.

В Архангельской области работают только семь операторов, внесенных в реестр: «Интурист Архангельск»,Туркомпания «Селена», «Помор-тур», Каргопольское туристическое бюро «Лаче», компания «Каргополь», «Норд Стрим», «А-Турс». Международным туризмом занимаются только «Интурист» и «Селена», остальные специализируются на внутреннем туризме.

- Семи операторов на Архангельскую область более чем достаточно, - убежден заместитель председателя комитета по международным связям и развитию туризма Валерий Шумилов. - Все они работают давно и авторитет свой зарабатывали долго, а потому и проблем с включением этих операторов в реестр проблем не вызвало. А вот дальнейшая судьба тех, кто в реестр не попал, под большим вопросом.

Вне реестра

Не секрет, что новый закон тоже не совершенен и дыр в нем хватает. Вот ими-то и воспользуются неблагонадежные компании. Самый простой способ – разделить туристические услуги на подвиды: проживание отдельно, транспорт отдельно и продолжить работу без всяких гарантий. Только продлится это не долго, в конечном итоге покупатель выберет хорошо зарекомендовавший себя товар, а не сомнительную продукцию.

Можно попытаться выжить и при помощи «горящих» путевок, на которых, как правило, и обжигаются доверчивые и неопытные туристы. Уж больно заманчивыми кажутся предложения съездить к теплому морю за половину, а то и треть стоимости. Но дешевизна может быть вызвана не только тем, что за два дня до вылета у оператора оказалось свободное место в уже заказанных самолете и гостинице, и он решил их продать по бросовой цене. Большинство «горящих» путевок – это простейший обман, продажа дешевого тура под видом уцененного дорогого. В результате – та самая история с отелем, качество которого не соответствует заявленному, и прочие неприятности, которые изрядно попортят вам кровь.

Граждане отдыхающие! Ведущие туроператоры предупреждают: покупка «горящей» путевки опасна для вашего отдыха.

А нам-то что?

Наш, потребительский, интерес в новом законе самый что ни на есть главный. Ни один банк не станет страховать туроператора, который не вылезает из судебных тяжб со своими бывшими клиентами. Ни один банк не станет связываться и выступать гарантом оператора-штрафника. А без гаранта оператор просто вычеркивается из списка и теряет лицензию. Строго, но справедливо.

В результате оператору жизненно важно решать все неприятности в досудебном порядке и в идеале просто их не допускать. Говоря по-русски, оператор будет заботиться о нас вовсе не из любви к клиенту. Просто честно работать и выполнять свои обязательства - это единственная возможность зарабатывать деньги и развивать свой бизнес.

Судя по всему, эпоха туристических афер подходит к концу. Дело за малым – накопить денег на приятную поездку да оформить отпуск в лучшее время.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН

Требуем гарантий!

Судя по итогам нашего блицопроса, северодвинцы пока не очень хорошо знакомы с услугами турфирм, а значит, и с неприятностями от некоторых из них. Но кое-какой опыт есть.

Николай Черняев, северодвинец:

- За границей отдыхал несколько раз. Без серьезных проблем. Замечания, которые были, скорее относятся к авиакомпаниям. Но заметил, что информация в отдельных турфирмах предоставляется не полная. Обещают отель «три звезды», а он вообще для отдыха не предназначен.

Лом-Али Успахаджиев, начальник промышленно-торгового отдела Севмаша:

- Услугами турфирм не пользуюсь. Почему? Среди них много мошенников. Может, новые правила изменят что-то. Пока же среди них не хватает профессионалов и просто порядочных людей, нет системного подхода к работе.

Наталья, работник торговой сети «Эльдорадо»:

- Как раз получила загранпаспорт и собираюсь впервые купить путевку. Или тур по Европе, или поездку в Египет либо Турцию. Проверю, чтобы в договоре была обозначена стоимость всех услуг, условия проживания в отеле. Со знакомыми посоветуюсь.

Светлана Лобанова, работник ЦМСЧ-58:

- Сама я ни разу не пользовалась услугами туристических фирм. Но многие знакомые брали путевки – обычно по Европе. Считаю, что обязательно нужно проверять в договоре гарантии качества предоставляемого жилья, питания, требовать медицинскую страховку.

Алексей Новиков, депутат городского Совета:

- Проблемы, которые возникают у туристов, - от отсутствия гарантий. Фирмы должны отвечать за достоверность информации, которую предоставляют, за качество услуг. Надеюсь, теперь, с новым законом, можно будет привлекать нарушителей к ответу.

Спрашивал Станислав ЗЕЛЯНИН