Вечерний Северодвинск
Номер от 31 мая 2007 г.

Клоуны и серые мышки
Не надо шпынять «неправильных» детей!

«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)» - симпозиум с таким загадочным названием прошел в Архангельске. Что кроется за ним, попытались объяснить на пресс-конференции его участники – ученые из Москвы, Санкт-Петербурга и Норвегии.

ЕСЛИ перейти на школьные понятия, то гиперактивные - это дети с «неправильным» поведением. Как отметил заместитель директора департамента образования и науки Валерий Нуромский, неуправляемые и непослушные ученики доставляют много проблем воспитателям, педагогам, родителям. В школе мальчишки, все делающие невпопад, часто становятся объектом насмешек, за ними укореняется прозвище - клоуны, девочки же, наоборот, числятся серыми мышками.

Более глубокий комментарий последовал от директора архангельского Института развития ребенка профессора Анатолия Грибанова:

- Синдром характеризуется нарушением внимания, импульсивностью, неадекватностью поведения.

Институт, которым руководит Грибанов, одним из первых в России начал заниматься проблемой гиперактивных детей. На его базе создан Центр изучения СДВГ, уже несколько архангельских школ направляют сюда учеников, чтобы выявить детей, страдающих синдромом дефицита внимания. Это помогает учителям строить свои отношения с «неправильными» ребятами.

- Эти дети – часть нашего общества, - подчеркнула директор межрегиональной российской родительской ассоциации «Импульс» Нина Голуб, - они креативные, нестандартно мыслящие, часто ставят в тупик взрослых, это надо понимать и соответственно относиться.

Есть такой анекдот. В автобусе дядя спрашивает ерзающего на сиденье мальчика:

- Ты чего такой неспокойный, куда едешь?

- В школу.

- Какую?

- Четвертую.

- Здесь такой нет.

- Из трех меня уже выгнали, еду в четвертую.

Если так бороться с гиперактивными детьми, утверждают ученые, то они могут стать асоциальными. Американский исследователь этого заболевания среди подростков Джон Чапман сообщил на симпозиуме, что среди юных правонарушителей в США у 37 процентов зафиксирован синдромом дефицита внимания. По российской статистике, СДВГ страдают от 3 до 12 процентов детей.

Следует отметить, что наука об истории этой болезни еще молодая, первые исследования начались в 80-е годы прошлого столетия, поэтому механизм ее возникновения глубоко не изучен, способы лечения только нарабатываются. Главное, считают участники встречи, создать нормальную социальную среду вокруг такого ребенка: не шпынять его, не давить на родителей, чтобы они его лучше воспитывали. Важно, чтобы дефицит внимания у ребенка не превратился в дефицит внимания к нему. Как заметила доктор биологических наук Института возрастной физиологии РАО Регина Мачинская, «большие строгости к такому ребенку – это отягчающий фактор».