Вечерний Северодвинск
Номер от 31 мая 2007 г.

О подлецах и мудрецах
Интервью с режиссером за час до премьеры

Спектаклем по пьесе Александра Вампилова «Прощание в июне» в минувшее воскресенье завершился семидесятый творческий сезон в Северодвинском драматическом театре. Лирическую комедию поставил новый для северодвинского зрителя человек – московский режиссер Олег Куртанидзе. Мы встретились с ним буквально за час до премьеры.

- ДАВАЙТЕ, Олег Амиранович, начнем с ваших театрально-режиссерских университетов.

- С 1992 года я живу в столице, хотя родился на Севере, на Кольском полуострове в городе Апатиты. Воспитывался самым обыкновенным советским ребенком из интеллигентной семьи. После окончания восьмого класса принял самостоятельное решение - переехал в Ленинград. В 83-м поступил там в полиграфическое училище. Это был осознанный выбор, так как мне всегда нравились живопись, книгопечатание и все, что с ними связано. За четыре года учебы я впитал в себя все лучшее, что есть во мне сегодня. Я имею в виду культуру. С этим багажом ушел в армию. О годах службы совсем не жалею, сохранились самые светлые воспоминания об этом времени.

- После увольнения в запас вернулись в Питер?

- Нет, приехал на родину, женился, работал в типографии, где к тому времени был создан кооператив. Новая работа была связана с частыми поездками в Москву. Летом 1992-го я проходил мимо ГИТИСа, где увидел массу абитуриентов. Заглянул, что называется, на огонек, и оказался включенным сразу в третий тур актерского курса Владимира Андреева. Как потом оказалось, там не хватало фактурного студента. Это произошло, когда мне было уже 24 года. Для будущего актера это многовато, но я стал студентом, несмотря на то, что у нас женой был на руках маленький ребенок. Окончил ГИТИС с «красным» дипломом, вероятно, помог определенный жизненный опыт.

Стали поступать предложения. Поработал в театре под управлением Геннадия Чихачева, потом «На Юго-Западе» у Беляковича, в «Маяковке», в театре Ермоловой на разовых работах у Андреева… Потом пошли кино, реклама. Жизнь закрутилась, в общем. Но я почувствовал, что теряю профессию. Потому что актерская работа предполагает некую медитативность, а в московских ритмах это почти невозможно. Бросив все, уехал на Север, и осуществил свою первую режиссерскую работу в Мурманском областном драматическом театре – «Тот самый Геракл». Почувствовав вкус к новой работе, вернулся в Москву, в ГИТИС, восстановился на кафедре у Андреева и стал ежедневно посещать у него режиссерский практикум, есть такая форма обучения. Это не учеба в качестве ассистента режиссера, а самостоятельная постановочная работа на площадке его театра.

- Театр по сути искусство космополитичное. Вам удалось поездить по миру?

- Да, со спектаклями моего педагога-режиссера Валентина Васильевича Теплякова мы побывали в Аргентине, Англии, Польше, даже в Индии.

- Как судьба привела вас в Северодвинск?

- Поняв, что режиссеру все же необходима стационарная работа, я стал вести переговоры с рядом театров. Это были Вологда, Мурманск, но я остановил свой выбор на Северо¬двинске и, поставив здесь Вампилова, ничуть не пожалел об этом. Очень сильная, по-настоящему профессиональная труппа, охотно принимающая все задумки режиссера.

- Как я слышал, это творческое содружество будет продолжаться?

- Да, в июне мы начинаем репетиции пьесы известной пьесы Островского. Мы решили сохранить в афише ее первое название: «Записки подлеца», а уж подзаголовком пойдет традиционное – «На всякого мудреца довольно простоты». Спектакль подготовим к концу месяца, а премьеру сыграем в сентябре, в день, когда будет отмечаться 70-летие театра.

- Несмотря на свой богатый сценический опыт, в день премьеры вы все же волнуетесь?

- Без этого просто нельзя. Волнение - одна из составляющих профессии. Самоуспокоение в творчестве смерти подобно.

Режиссера «допрашивал» Александр ГУЗНИЩЕВ