Вечерний Северодвинск
Номер от 3 мая 2007 г.

Дмитрий Бозин: «Быть собой неинтересно»
Настоящий актер всегда «с приветом», считает молодой, но уже заслуженный артист

Спектакли театра Романа Виктюка уже несколько лет прочно «прописались» в нашем городе. «Служанки», «Саломея», «Последняя любовь Дон Жуана» и снова… «Служанки», которым на будущий год исполняется уже двадцать лет.

В ОБНОВЛЕННОЙ версии нашумевшей постановки по пьесе Жана Жене на сцену вышло и новое поколение актеров, среди которых жемчужина театра Виктюка артист Дмитрий Бозин. С ним мы и встретились перед началом трехчасового сценического марафона.

- Дима, помнится, в прошлые приезды звание заслуженного артиста России не увенчивало ваше имя. Когда это произошло?

- Кажется, в канун 2006 года. Точно.

- Это стало признанием какой-то определенной роли или по совокупности?

- Вы же знаете, как это бывает. «Заслуженного» дают просто «за выслугу лет». Отработал в театре десять с лишним лет, вот и получил за зрительское терпение.

- Дмитрий, в прошлый раз вы у нас были со спектаклем «Последняя любовь Дон Жуана», где сыграли героя. Это было года полтора назад. Что изменилось в вашей творческой жизни за это время? Новые работы на сцене, в кино, на телевидении?

- После «Последней любви Дон Жуана» у нас появились спектакли «Непостижимая женщина» и «Служанки-2», с которыми мы к вам приехали. Теперь уже в нашем исполнении. Первый показ «Служанок» мы приурочили к 28 октября, к дню рождения Виктюка. С тех пор и живем этой постановкой, ездим с ней по всему миру. А что произойдет в будущем, мне неведомо. Режиссеры и художники, окружающие меня, понемногу сочиняют, рисуют, прикидывают. Конечно, что-то произойдет. Но пока это только миражи.

- Большинство героев Романа Виктюка, как и весь его театр, нечто фантастическое, не от мира сего. Отражается ли подобная отрешенность на вашей психике в повседневной жизни? Могли бы вы, актер Виктюка, так же органично играть во МХАТе?

- На самом деле актеры «не от мира сего» не только у Романа Григорьевича. Настоящий актер всегда «с приветом», где бы он ни играл. Ведь не может нормальный человек в течение десяти, двадцати, тридцати лет выходить на сцену и влезать в чужую шкуру, играть одни и те же сюжеты, проживать какие-то невероятные истории, которых зачастую и в жизни-то не бывает. С нормальной психикой на сцене делать нечего. Настоящего актера вы всегда различите в любой толпе. Как-то я провел для себя эксперимент. Подходил к незнакомым «странным» людям и интересовался местом их работы. И всегда они не были людьми обыкновенных профессий – художники, музыканты, артисты театров и, как ни странно, путешественники. Их лица всегда озаряются каким-то внутренним светом.

Мог бы я работать в другом театре, точнее, в других стенах? Не существует уже незыблемых традиций театра, которые наблюдались в прошлом веке. Это всего лишь стены, в которые приходят люди. Все постоянно меняется. И традиции – это видимость, и соблюдать-то их уже никто не умеет. Спектакли-долгожители? Наш театр в этом смысле ничуть не менее классичен, чем любой иной.

Другой вопрос, хотел бы я играть персонажей, которых мне где-то предложили бы в соответствии с моей внешностью? Виктюк так или иначе выворачивает актера наизнанку. Каждый из нас играет совершенно несвойственные ему ситуации. В других театрах артисты играют, по сути, сами себя, по-обыденному одеваются, разговаривают… Хотел бы я этим заняться? Да нет, пожалуй. Театр имеет право и должен жить на котурнах. А чтобы увидеть жизнь нашу или глянуть на себя любимого, достаточно простого зеркала…

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ