Вечерний Северодвинск
Номер от 12 апреля 2007 г.

«Если человека прижало начальство…»
Врачебная конференция ЦМСЧ-58 не поддержала голодовку доктора

В пятницу, 6 апреля, состоялась конференция врачей ЦМСЧ-58. Сразу после нее мы встретились с председателем конференции, заместителем начальника медсанчасти по лечебным вопросам Виктором Голубцовым.

- ВИКТОР Борисович, чем закончился разговор?

- Участники конференции не поддержали ни требований, ни способа протеста Евгения Карташова и выразили несогласие с тем, как односторонне ситуация освещается в СМИ. Есть такая традиция: если человека «прижало» начальство, значит, он однозначно прав. Нас не слышат, наверное, потому, что мы объясняем свою позицию специальным медицинским языком, а Евгений Юрьевич – более доступным: вот смотрите, отбирают…

- Но ведь правда – отбираете.

- Еще раз повторю: реорганизация не коснется ни объемов помощи, ни качества лечения, тем более не приведет, как пишет в открытом письме Карташов, «к ликвидации урологической службы в целом». Как было в урологии двадцать коек, так и останется, сохраняются две врачебные единицы. Сокращены будут должности заведующего отделением, старшей медсестры, сестры-хозяйки и санитарки-буфетчицы.

- В этом залог ожидаемой рентабельности?

- Нет. Понимаете, невозможно, чтобы в больнице работало одно двадцатикоечное отделение и два – по сорок коек, в которых по полторы ставки дежурных медсестер и невозможно обеспечить полноценное ночное дежурство. Поэтому из двух хирургических и урологического отделений будет создано два полноценных, на 50 и 55 коек. Это не из ряда вон выходящая практика, во многих больницах урологические койки входят в состав хирургических. И до этого мы были вынуждены объединять отделения. Например, лор и офтальмологическое.

- Двадцать коек плюс тридцать. Не тесно будет на девятом этаже?

- По санитарным нормам там можно развернуть 60. Мы государственное учреждение и не можем себе позволить, чтобы на 1300 квадратных метрах располагалось всего двадцать коек и имелись пустующие площади.

- Что на освободившейся после переезда площади появится? «Растущий административно-хозяйственный аппарат»?

- В ЦМСЧ ни одна административно-хозяйственная должность не введена сверх норматива, сверх того, что требует новое законодательство. Вариантов использования освобождающейся площади много. И все они направлены на улучшение оказания медпомощи жителям города.

- Евгений Юрьевич столько сил вложил в ремонт. Образцово-показательное отделение получилось. Не живи лучше других?

- Этот вопрос на конференции врачи подняли. И сказали так: вместо того чтобы строить роскошное отделение за несколько миллионов спонсорских рублей, лучше эти деньги потратить на приобретение оборудования.

- Разве это не забота администрации?

- Приведу один пример. Есть в отделении оборудование для операций на мочеполовой системе без разрезов. Но для него необходимо приобрести УЗИ-аппарат. Евгений Юрьевич настаивал на покупке такой техники непременно за 240 тысяч долларов. В конце прошлого года мы предлагали ему подобрать более реальные варианты. Но наши аргументы доктор не воспринимает.

- Виктор Борисович, вас не удивило то, что коллеги не поддержали протест Карташова?

- Нет, хотя, поверьте, никакой «организационной» работы мы перед конференцией не проводили. Люди все видят и понимают. Сравните: 20 коек урологического отделения обслуживает 22 единицы персонала, а в отделении на 60 коек – 36 штатных единиц максимум. Закономерный вопрос коллег: почему такое особое отношение? Евгений Юрьевич считает, что развиваться должна только урологическая служба. На вопрос «За счет кого?» он отвечает: «Это не моя проблема». Работая в команде, специалист не имеет права так рассуждать.

- При первой нашей встрече в начале голодовки вы сказали, что администрация не имеет претензий к работе Карташова. Хотя многие усматривают в этом конфликте личностные мотивы.

- Выступавшие на конференции обвиняли руководство в попустительстве. Не снимаю с себя ответственности: как начмед должен был больше внимания уделять урологическому отделению. Вопросы к Евгению Юрьевичу есть. Например, средняя длительность пребывания одного больного на урологической койке по Архангельской области должна составлять 9,5 дня. Показатели нашего урологического отделения в прошлом году – 13,2 дня. Почему другие заведующие в других отделениях и больницах при тех же условиях умудряются норматив соблюдать, а Карташов – нет?

- Может быть, потому, что он лечит более качественно?

- Качество – одно из непременных условий оказания медпомощи. Дело в другом, в том, что в этом проявляется умение или неумение заведующего организовать работу отделения. Это очевидно для людей, работающих в медицине. «Чем больше лежишь, тем лучше» - обывательское, ошибочное мнение. В открытом письме Карташов пишет, что в отделение «более 70 процентов больных поступают по срочным показаниям». Но на самом деле по «скорой помощи» в урологическое отделение госпитализируется ежегодно не более трети больных, а экстренных операций в прошлом году, по словам самого Карташова, выполнено три-четыре. В первом квартале этого года – всего одна.

- Как администрация может остановить опасный для человека протест?

- Все, о чем заявлял Евгений Юрьевич, мы выполнили. Руководство Федерального медико-биологического агентства России было извещено о голодовке. Оно считает действия администрации ЦМСЧ правильными, а позицию Карташова – шантажом, методом выкручивания рук. Организовали встречу Карташова с руководством ГРЦАС, с главным урологом, главным хирургом области, начальником управления здравоохранения города. Выслушав доктора, специалисты поддержали наше решение. Ждем комиссию из Федерального агентства, чтобы она дала оценку действий администрации ЦМСЧ-58.

- Вы на сто процентов уверены в своей правоте?

- Абсолютно. К сожалению, Евгений Юрьевич не прислушался к обращению коллектива, не прекратил голодовку. Конечно, все мы переживаем за него. Ведь человек не только голодом себя истязает, изнутри сжигает себя. Кроме вреда, от этого ничего не может быть.

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА

P.S. Начальник пресс-службы мэрии Андрей Масленников сообщил, что с учетом конфликтной ситуации Евгению Юрьевичу Карташову было сделано несколько предложений по смене места работы – как на административную должность, так и в муниципальные учреждения здравоохранения. Однако врач предпочел отклонить их.

«Буду стоять на своем»

Евгений Карташов продолжает голодовку. 6 апреля ему выдан листок временной нетрудоспособности и предложена госпитализация. Находясь под наблюдением врача, Евгений Юрьевич остается на рабочем месте. Два вопрос доктору: стала ли для него неожиданностью позиция коллег, высказанная на конференции? И смогут ли выводы комиссии Федерального агентства остановить голодовку?

- Это был не медсовет, о встрече с которым я неоднократно просил администрацию, а просто собрание. Конференцию считаю нелегитимной, потому что она была не выборной. Собрание проводилось не с целью поиска путей для улучшения ситуации в урологии, а перешло на личностные отношения. Поэтому до конца я на нем не присутствовал. Если мои доводы комиссию ФМБА не убедят, буду продолжать голодовку. Считаю, что альтернатива решению руководства медсанчасти есть. Если следовать федеральным нормативам, в некоторых отделениях количество коек должно быть еще меньше, чем в нашем.

Решение внеочередной конференции врачей больницы ФГУЗ ЦМСЧ-58

Заслушав информацию заведующего урологическим отделением Е.Ю. Карташова, начальника ЦМСЧ-58 П.Г. Колосова, конференция отмечает, что в урологическом отделении сложилась чрезвычайная ситуация в связи с объявлением бессрочной голодовки Е.Ю. Карташовым.

В рамках правового поля (Бюджетный кодекс, Программа госгарантий, Трудовой кодекс РФ) невозможно решить вопрос финансирования и содержания отделения на 20 коек за счет средств бюджета.

Поведение заведующего отделением Е.Ю. Карташова на работе выходит за рамки правил внутреннего трудового распорядка.

Больница передана ФГУП «ПО «Севмашпредприятие» в ведение ЦМСЧ-58 по ссудному договору. Это требует от медсанчасти дополнительных расходов на хозяйственное содержание. Коммунальные платежи по урологическому отделению - более двух миллионов рублей в год.

Отделение обеспечено штатными должностями сверх расчетных нормативов. Постоянной проблемой является нехватка врачей-урологов, высокая текучесть кадров (в последние годы уволились четыре врача).

Конференция отмечает, что речь о сокращении урологических коек не идет. Медицинская помощь больным данного профиля будет оказываться в прежнем объеме.

Конференция согласилась с проводимыми администрацией ЦМСЧ-58 мероприятиями по оптимизации хирургической и урологической службы и не поддерживает проводимую голодовку.

Конференция решает:

1. Принять обращение к Е.Ю. Карташову о прекращении голодовки.

2. Предлагает начальнику ЦМСЧ-58 П.Г. Колосову обратиться в ФМБА России с просьбой о направлении группы специалистов-урологов для оценки состояния урологической службы ЦМСЧ-58 и целесообразности проводимых мероприятий по ее оптимизации.

3. Администрации ЦМСЧ-58 совместно с управлением здравоохранения Северодвинска решить вопрос о возможности госпитализации прикрепленного контингента в урологическое отделение горбольницы №2 в случае необходимости.

4. Опубликовать в средствах массовой информации результаты рассмотрения сложившейся ситуации с целью объективной информации населения.