Вечерний Северодвинск
Номер от 12 апреля 2007 г.

«Черные риелторы»
Они называли себя «волками-санитарами», лишая пьющих горожан их квартир

В пухлой пачке листов приговора, занявшего полторы сотни страниц, несколько предложений ошарашили своей откровенностью. «Он читал книги по анатомии и говорил, что человек лишь биологическое существо и ничего не стоит лишить его жизни, говорил о нем, как о какой-то вещи или предмете, презирал малообеспеченных алкоголиков, не считая их за людей». И через пару десятков страниц про него же: «называл себя «чистильщиком леса», «волком-санитаром», убирающим город от больных, немощных животных (людей низкого уровня жизни)». Так охарактеризовали свидетели Дмитрия Казакова – главного помощника главаря преступной группы «черных риелторов».

ЖИВИ Достоевский в наше время, скорее всего, его Раскольников выбрал бы другой сценарий для расчета со старухой. К примеру, такой, который разработали шесть лет назад Юрий Ордин, Дмитрий Казаков и Александр Поваляев. Они узнавали адреса квартир, где живут одинокие пьющие северодвинцы, знакомились, входили в доверие. Затем начинали «обработку»: хозяев спаивали в течение нескольких недель, убеждали в необходимости продажи жилья, оформляли доверенность на ведение дела на свое имя, продавали квартиры и комнаты, естественно, оставив всю выручку себе. Впрочем, часть денег они отправляли в «общак» - в помощь осужденным.

Три трупа и пропавший без вести

Так, в конце 2001 года Юрий Ордин и Дмитрий Казаков узнали о том, что в однокомнатной квартире на проспекте Победы живут супруги – пара пожилых людей, периодически выпивающих и имеющих большие задолженности по коммунальным платежам.

Обрабатывали их недолго – уже в конце января 2002 года Ордин смог получить доверенность на представление их интересов по управлению и распоряжению имуществом. Первого марта квартира фактической стоимостью в 140 тысяч рублей была продана за 35 тысяч матери Ордина, позже женщина призналась следствию, что живет лишь на свою пенсию, имущества последние пять лет не покупала, у сына была на руках доверенность на заключение сделок. Но и этих денег, разумеется, доверчивые супруги не увидели. Через три недели после продажи квартиры умерла жена, маем датируются свидетельства о смерти мужа и их общей дочери…

Спирт и продукты Ордин и Казаков приносили своим подопечным не только в квартиру на проспекте Победы. Значился в их черных списках и адрес: улица Ломоносова, 12а, где проживал такой же несостоявшийся северодвинец. Его быстро убедили в том, что городской воздух вреден для здоровья, и предложили продать квартиру, а с вырученными деньгами уехать жить к родителям в Устьянский район. Согласно договору купли-продажи, собственником жилья вновь стала мать Ордина. А бывший владелец, так, скорее всего, и не получив своих денег, пропал без вести.

Отдали в жены

Надежда – сирота, поэтому после окончания интерната от администрации города она получила в собственность комнату в коммунальной квартире на улице Дзержинского, 1. В конце 2003 года Александр Поваляев узнал от подруги Надежды о ягринской комнате, встретил девушку с работы и пригласил к себе в гости, где познакомил сироту с друзьями – Казаковым и Шубнянковым. Когда Надежда засобиралась домой, новый знакомый Антон Шубнянков вызвался ее проводить. После этого он каждый день встречал девушку с работы и провожал до автобуса. Ей казалось, что галантный кавалер искренне проявляет знаки внимания.

Тот всерьез озаботился судьбой сироты: чтобы девушке не было скучно одной, отвез ее пожить к своим знакомым, заходил в гости, привозил продукты, давал деньги на спирт и требовал, чтобы она постоянно принимала таблетки «Феназепам», чтобы «лучше спать». Тогда же, весной 2004, Антон предложил Надежде продать комнату и уехать с ним в Вологду. Девушка, не глядя, подписывала все документы, которые давал ей Антон.

Деньги от сделки – около ста тысяч рублей – она получала в агентстве «Ваш дом» частями и сразу же отдавала любимому или его друзьям. Антон обещал положить их на сберегательную книжку. Заботливые друзья выделяли сироте с каждой суммы по пять рублей на проезд в автобусе. В то время она пила ежедневно – заботливый кавалер, как только девушка трезвела, приносил спирт.

С последними деньгами, переданными девушкой, закончилась и любовь Антона. Впрочем, подельники не выбросили сироту на улицу, Поваляев гордился: «Нашли ей мужика с квартирой, обижаться не на что – мы ее осчастливили». Они действительно привели Надежду домой к инвалиду и отдали девушку ему в жены. Надежда осталась – идти ей было некуда.

Телохранитель-надсмотрщик

В основном руководил группой Ордин – он один из шестерки подсудимых имел высшее образование. Казаков убеждал следствие, что его роль в череде событий минимальна, мол, был телохранителем у Юрия Ордина, поэтому постоянно видели вместе. Свидетели показывают, что он «смотрел за клиентами» - следил, чтобы до конца не спились и никуда не делись. Со временем группа разрасталась – к Ордину, Казакову и Поваляеву присоединились Антон Шубнянков, Андрей Полищук и Алексей Копалин.

Летом 2004 года в агентстве недвижимости «Ваш дом» дела пошли плохо, накопились долги. Избавление от них пришло в лице Ордина, он выкупил агентство и стал его учредителем. Из показаний свидетелей: «У Ордина были хорошие связи в АОЦРП, где он мог быстро и без проблем решать вопросы по регистрации жилой площади после купли-продажи. Ордин говорил об одном нотариусе, который якобы всегда ему поможет при оформлении любой сделки (фамилию ее мы указывать не станем, но в деле она появляется не раз - М.Л.). Также у Ордина был хороший знакомый – сотрудник милиции Кирилл, он помогал решить любые вопросы с милицией».

Кирилл действительно давал Ордину ценные советы. Из его служебного кабинета была изъята переписка, которая показывает, что Кирилл консультировал Юрия в том, как надо вести себя при производстве следственных действий: «… по делу пока пояснить не могу, т.к. не видел бумаг. Единственный совет: сидите на 51-й и не поддавайтесь на провокации… лучше ничего не пояснять и на очные ставки не соглашаться. Все следственные действия, которые будут проводиться, будут направлены только на укрепление обвинения. Так есть ли смысл помогать им?»

Смертельная прогулка

Необразованным людям, которых отбирали подельники для своего «бизнеса», новые знакомые казались очень серьезными, надежными людьми. Поэтому доверяли им безоговорочно. Когда доверие сменялось сомнением, члены группы изменяли тактику – от обхождения к угрозам.

Три года назад северодвинка пришла к отцу в гости и увидела, что тот не может стоять, плохо говорит. На столе – открытая бутылка водки и баночка с «Клофелином». Пока «скорая» спешила на вызов, девушка пыталась найти медицинский полис отца, но в квартире не было никаких документов вообще. В больнице отец рассказал дочери, что Ордин и Казаков спаивали его и уговаривали выдать на них генеральную доверенность для продажи квартиры. Когда он отказался, Дмитрий и Юрий отвезли его за город и, угрожая утопить в озере, окунали головой в воду. Отец не помнил, как ходил к нотариусу, подозревал, что ему что-то подмешали в спиртное.

Та «прогулка» дорого встала северодвинцу – простудившись, он подхватил ангину, а спустя две недели скончался в противотуберкулезной больнице от «полного разложения левого легкого». Эта квартира уплыла из рук «черных риелторов», дочь их подопечного успела аннулировать доверенность до заключения сделки.

Погорел на доверии еще один сирота, теперь уже бывший владелец комнаты, полученной от мэрии. Поваляев его убеждал: «Ты же знаешь, я верю в бога, не обману». Выходит, плохо верит.

Шестерка мошенников умела запугивать: свидетели рассказывали о ножах, приставленных к горлу, об угрозах. В деле рассматриваются и три случая поджога автомобилей, принадлежащих тем, кто вставал на пути банды. И это только те факты, которые стали известны следствию. О том, сколько запуганных людей молчат, можно только догадываться.

27 марта три судьи вынесли свой приговор: Юрий Ордин лишен свободы на девять лет и один месяц со штрафом в 300 тысяч рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Таким же сроком наказал городской суд Александра Поваляева, Дмитрий Казаков проведет в колонии восемь лет и один месяц, Андрей Полищук наказан лишением свободы на 4 года 7 месяцев в колонии строгого режима, туда же отправится Алексей Копалин, а Антон Шубнянков проведет в заключении 3 года и два месяца. Всем пострадавшим (или их наследникам) они обязаны возместить имущественный вред.

Марина ЛЕТОВА

P.S. По последним данным, приговор обжалован в вышестоящей инстанции.