Вечерний Северодвинск
Номер от 5 апреля 2007 г.

На птичьих правах
Международная общественность отметила 31 марта День птиц. А мы и не заметили. Но есть еще один повод поговорить о любви: со 2 апреля у многих пернатых начался брачный сезон.

Высший пилотаж

С сегодняшним собеседником меня познакомили спасатели. Яркой была картина их встречи: молодой сильный мужчина с гордой хищной птицей на руке. На нашу встречу он пришел один, отказался от фото, сказал, что можно обойтись и без фамилии, просто – Сергей Николаевич.

- «Все, что летает, – красиво», - один лирик заметил, - начинаю разговор.

- А также все, что идет, плывет, ползет… - Сергей Николаевич расширяет границы прекрасного.

И все-таки мы о птицах. Хобби у человека такое, для горожанина странное, – пернатые хищники, безмерно им уважаемые:

- Хищник – царь птиц, он решает судьбы других. По помойкам не ползает, питается только свежим мясом. Поймать на лету птаху стремительную – каким мастерством надо для этого обладать! Асы высшего пилотажа!

«Убийцы…» - провоцирую я весьма сдержанного знатока птиц на эмоции, не представляя, как всеядного человека в таком случае назвать можно. На сравнении с людьми и ответ: «Никогда они не охотятся ради забавы, только для пропитания. На сытого хищника ни одна птаха не реагирует, потому что чувствует: опасности нет».

Откуда выросли крылья такого хобби? «Не помню, у меня всегда кто-то дома жил». Сегодня в квартире и на дачном участке Сергея Николаевича обитает одиннадцать летных единиц – бывших царей, ныне обреченных на долгожительство калек. На свободе пернатый хищник около пяти лет живет. Если раньше никто его не подстрелит или не загрызет, сам себя измотает ежедневной охотой. А в неволе - раза в два-три дольше. Тех, кого после сложнейшего лечения удалось на крыло поставить, Сергей Николаевич отпускает. Последним на сегодняшний день был ястреб, «крестник» службы спасения. С домом столкнулась гордая птица. «Вылечил, научил охотиться и – на свободу», - сокращает собеседник до минимума рассказ о трудной победе. В пересказе своих забот тоже краток: очень тяжело, затратно, но надо. Спасибо говорит семье: без помощи жены и детей не потянул бы такую ношу.

Вольные стрелки в городе

Подробно он готов говорить о том, что по доброте душевной или забавы ради нельзя брать в дом живую пернатую игрушку. Замучаетесь сами и птахе каторгу обеспечите.

«Где хищники лесные, а где мы», - скажет горожанин, которому некогда глаз от асфальта оторвать. А хищники - чуть выше. Лесная птица в городе, говорит Сергей Николаевич, это не диковинка и никакое не ЧП. Вольных стрелков в опасный город обычно зимние трудности с провиантом загоняют. Возле людей легче кормиться, им же на пользу, крысам и мышам во вред. Соколы, ястребы, совы большие полярные и их собратья-малыши, те, что не больше сигаретной пачки… – всякой твари не по паре в город наш залетает. А тут столько всего понастроено! Вот и падают на асфальт после столкновения с недвижимостью или проводами.

- Еще и вороны на «эмигрантов» нападают, - вспоминаю недавно замеченную городскую картинку.

- Ворона – условно хищная птица, очень организованное существо, одна закричит об опасности – все, кто слышат, слетятся. И начинается атака. Сейчас у них пора гнездования началась, поэтому стали более агрессивными.

В ответ от реального хищника серые разбойницы тоже могут получить неслабо. Сергей Николаевич на себе не раз испытал силу лап и крепость клюва любимцев:

- Однажды ястреб мне чуть глаз не повредил. Задержался я с кормлением, ну и… Но это только моя вина, знал, что захожу к хищнику.

- Значит, гладь - не гладь его по перышкам, все равно в лес смотрит?

- Гладить обязательно нужно, чтобы привык к рукам. Все, во что вкладываешь душу, откликается. А у плохих хозяев и хомяки дохнут от голода и холода.

Но наш разговор – не инструкция по приручению. Наоборот: совет, как при встрече побыстрее расстаться.

- Если залетит в квартиру птица, откройте окно, балкон. И выйдите из комнаты, предварительно убрав хрупкие предметы и выключив свет. Мечется гостья, потому что в вас опасность чувствует.

- Говорят, стукнувшая в окно птица – примета нехорошая.

- Стукнуться она может в любой момент, лесная птица не знает, что такое стекло. Ну а если ломится в окно, то, может быть, в этом и есть какой-то знак, не знаю…

- Ломилась, ломилась и упала… Кто-то пройдет мимо, но другой ведь ни за что не сможет, хотя и не представляет, что дальше делать. А вы говорите: не берите домой, не потянуть…

- В нашем городе очень много добрых людей, я в основном только с такими и сталкиваюсь. Спасибо хочу сказать сотрудникам Северодвинской службы спасения: людям помогают и от птиц не отмахиваются. Большую и правильную работу проводит по сохранению фауны начальник

охотинспекции Геннадий Михайлович Каротин. Сотрудничаю с работниками «Зоомага» на Ленина, 1. Очень добрые там люди работают, всех животных стараются пристроить. Так что если подобрали беспомощную птицу – обращайтесь, сами лечением лучше не занимайтесь, это очень сложно.

Эрик жив!

Про своих одомашненных, насколько это возможно, питомцев Сергей Николаевич ничего не рассказывает, даже о том, какими именами их называет. Объясняет сдержанность суеверием. И только о главном символе суетной веры – черном коте – с радостью. За него, себя и бывшего хозяина:

- Мужчина, сдавший летом 2004 года кота Эрика на умерщвление, может грех с души снять. Взял я его себе. Замечательный кот, правда, в первое время только ел и прятался. И теперь не играет. Наверное, все еще от страха предательства отойти не может.

Сергей листает фотографии своих уважаемых подопечных в мобильнике: это Эрик, это ястреб…

- А этого птенца ворона мне не удалось спасти. Деточки решили с малышами поиграть. И ничего лучше не придумали, как срубить дерево с гнездом. Четверо птенцов погибло сразу, и пятого отогреть не удалось.

- Вы так об этом рассказываете… Неужели еще не привыкли?

- Очень тяжело смерть переживать. Несколько дней осадок в душе. Но и опыт полезный появляется, как помочь следующему.

- Представляю, как вы в таком случае на чучела смотрите.

- Это самая большая проблема для любителей птиц. Одно дело – в беду попала птица и погибла, а другое, когда охотники-неудачники стреляют их и на изготовление чучел за копейки продают. Не понимаю красоты в мешке с перьями, в котором живут пухоеды, моль и еще куча других паразитов.

Пикник под гнездом

«Ой, какой хорошенький, давай возьмем» - тянут люди руки к тому, что забавляет. День забавляет, два, а потом куда проблему девать? На улицу. И забыть поскорее. Сколько таких «бывших» мяукает жалобно, скулит, по-птичьи просит о помощи на ставшей непонятной и опасной свободе.

- Говорят, что несколько лет назад ворон ручной по городу летал, в детском саду, в парке доставлял много хлопот своими «забавами». По-видимому, какая-то добрая душа приучила и, поигравшись, выкинула такую серьезную птицу. Потому что лучше стаю диких обезьян дома держать, чем одного ворона. Запусти ворона в ваш кабинет - через полчаса не сможете без слез смотреть на все, что вам было дорого: в компьютере выдолбит дупло, мебель раскрошит в опилки, а все бумажное разорвет в клочья.

Еще одно предупреждение для любителей природы. Весна – время создания птичьих пар. А для нас – долгожданных пикников на природе. Но даже если не тревожить гнездо, а просто целый день под ним шуметь, костер жечь, можно беды натворить. Яйца птицы бросают легко, всего за несколько часов остывает в них жизнь. Инстинкт родительский крепок у птиц по отношению к птенцам, но и они без корма, пока вы рядом отдыхаете, а мама с папой вокруг мечутся, могут погибнуть.

- Много проблем люди создают по недомыслию, - говорит Сергей Николаевич.

Хотя гораздо легче добро сделать. К дачникам, круглый год участки свои навещающим, обращается: не бросайте в мусорки остатки еды, отвозите их на обочину природы. Спасибо говорит за кормушки. И тем, кто скворечники не ленится мастерить:

- Сделать его можно за пять минут, а работать будет круглый год, спасая птиц от стужи. Сам наблюдал, как за один такой домик боролись сразу три дятла.

Прошла зима – самая опасная для птиц пора. Лето приближается. Самое бездушное, считает мой собеседник, время.

- Знаете, тот хозяин, что Эрика на смерть сдал, возможно, поступил даже гуманно. Однажды утром увидел я такую картину: возле помойки стоит выброшенное кресло, а на нем спит кот. Внутри что-то екнуло: ведь это не подвальный кот, так будет спать только бывший хозяйский, тоскующий о доме, обреченный на долгую и мучительную смерть. Это самый яркий показатель наступающей поры отпусков, когда люди избавляются от всего, что мешает их планам. Пожалуйста, не путайте амбиции со своими возможностями, и тогда не придется бессердечно расправляться с живыми «проблемами».

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА