Вечерний Северодвинск
Номер от 5 апреля 2007 г.

Фирменное безобразие
Чем ближе сезон отпусков, тем сильнее возмущение северодвинских пенсионеров. Они звонят и пишут во все инстанции с жалобами на проблемы при получении компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

КАЗАЛОСЬ бы, есть федеральный закон, есть даже «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно». Утвержден перечень документов, которые необходимы для получения компенсации, в том числе и заявление с приложением проездных документов. Есть и определение этих проездных документов – это «установленные предприятиями общественного транспорта документы (билеты), дающие право проезда соответствующими видами транспорта».

Однако управление Пенсионного фонда по городу Северодвинску дополнительно к проездным документам требует с пенсионеров еще и справку о стоимости проезда, которая, в свою очередь, стоит 35 рублей, и возвращать эту сумму никто не собирается. Мелочь? Возможно. Но не для пенсионеров.

В тех же правилах черным по белому: «Оплата проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда… железнодорожным транспортом – в плацкартном вагоне пассажирского поезда». А у нас в Северодвинске, как известно, пассажирских поездов нет, а единственным представителем железнодорожного транспорта является фирменный поезд. Из Архангельска до Москвы тоже не абы какие, а «фирменный» и «скорый» ходят. В чем разница? В цене, естественно, и в названии, которого в «Правилах компенсации проезда» нет. Вот и получается, что пенсионеры Северодвинска не могут воспользоваться своим правом по компенсации расходов на оплату стоимости проезда в полном объеме. Так например, стоимость проезда в плацкартном вагоне по маршруту Архангельск-Москва фирменным поездом составляет 827 рублей 80 копеек, а оплата Пенсионным фондом осуществляется в размере 492 рубля 60 копеек, что на 335 рублей 20 копеек меньше понесенных затрат.

Депутаты северодвинского Горсовета написали письмо прокурору города Владимиру Подгорному, где попросили его проверить правомерность действий Пенсионного фонда. На каком основании с пенсионеров требуют справку о стоимости проезда и почему размер компенсации ниже фактических затрат на оплату проезда? Так и не получив ответа, депутаты написали прокурору еще раз, а заодно отправили письма в Совет Федерации и Госдуму.

Откликнулся Совет Федерации. Сенатор Юрий Сивков сообщил, что вопрос был вынесен на заседание комитета Совета Федерации по делам малочисленных народов Севера. Итогом стало письмо председателю правительства Фрадкову, в котором говорится: «Непонятно, по какой причине для пенсионеров должны устанавливаться более жесткие, а порой и невыполнимые требования. И это при том, что их материальное положение существенно хуже, чем у работающих граждан. В связи с изложенным просим вас решить вопрос о внесении следующего изменения в «Правила компенсации проезда»: «...железнодорожным транспортом – в плацкартном вагоне пассажирского поезда, а при его отсутствии – любым, являющимся единственным видом железнодорожного транспорта».

Пришел ответ и из комитета по труду и социальной политике Госдумы, в котором сообщается, что предложения депутатов северодвинского Горсовета по внесению изменений в правила компенсации проезда направлены в Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Но радоваться рано. Вот как видит ситуацию депутат Александр Гришин:

- Надеемся, необходимое нам постановление правительства появится в ближайшее время. Иначе ситуация может приобрести анекдотичный характер: в судебном порядке придется добиваться, чтобы по нашей ветке до Москвы и обратно курсировал простой пассажирский поезд вместо фирменного.

Но не только потерей денег возмущены пенсионеры. Потерей времени и здоровья называют они свои визиты в Пенсионный фонд. В октябре-ноябре 2006 года с документами и заявлениями на оплату проезда в управление обратились более тысячи человек.

Вроде бы и старается Пенсионный фонд избавить пенсионеров от мучительного стояния в очередях, даже перепланировку здания сделали, клиентскую службу создали. Не помогло. И вот уже северодвинские депутаты шлют письмо в областное управление ПФ с просьбой рассмотреть возможность увеличения штатной численности персонала, работающего с пенсионерами. Последние, конечно, ждут ответа, но убеждены, что дело не в перепланировке, это еще дедушка Крылов доказал, - дело в организации труда, в добросовестном выполнении своих обязанностей и внимательном отношении к посетителям.

Елена ОГОРОДНИКОВА