Вечерний Северодвинск
Номер от 29 марта 2007 г.

Русский друг Ченслера
У автора известного памятника – первая персональная выставка

Элегантное пальто, стильный шарф – сразу стало понятно, что в кабинет зашел художник. Впрочем, о встрече мы договаривались, и Андрей Костылев оказался пунктуальным.

Я К МИНУТЕ этой не видела ни одной его картины. «Не представляю, о чем вы будете спрашивать…» - Андрей Васильевич готов сделать шаг назад. Поздно! «Об искусстве, жизни, истории», - предлагаю ему право выбора. И как диктует женская логика, сама же им пользуюсь.

- Никто не говорил, что вы похожи на англичанина? – начинаю с истории.

- От вас первой слышу, - смеется дизайнер ремонтно-строительного отдела «Звездочки», автор двух памятников Ричарду Ченслеру. Варианта второго, исправленного безденежьем, что стоит сегодня на Яграх. И первого, что лежит в столе художника, а также числится в Российском реестре монументальных культурных ценностей.

Но сначала о живописи. На днях в ЦКиОМ откроется выставка картин Андрея Костылева. Персональная, первая, под названием «Палитра +».

- И что в плюсе?

- Это вместо многоточия. Долго собирался, знакомые убедили: надо. Работ сорок соберу, покажу те, что форматом побольше.

- А настроение у них какое?

- Не грустное, люблю яркие цвета. Некоторые картины, знаете, как получаются: остаются на палитре краски, что-то добавляю, переделываю – и готова работа. Остается только название придумать.

Как в жизни: ее условия плюс случай… Тяжелобольная мама знала, что придется сыну без нее взрослеть. Она хотела быть спокойной хотя бы за первый шаг Андрея к самостоятельности, уговорила после восьмого класса в техникум связи поступить. Приехали, попали под перерыв и дождь, а через дорогу – открытые двери коммунально-строительного техникума с подходящей к душе специальностью. «Мама, давай зайдем». - «А ты рисовать умеешь?» Вышел Андрей из тех же дверей с дипломом через положенный срок и по распределению – на «Звездочку».

Бывший мастер художественной мастерской даже авралы с удовольствием вспоминает: «Демонстрации оформляли, плакаты рисовали. Помните: на каждом доме – мужик с рукавицей. И много-много красного цвета. По-моему, было хорошо».

Сегодня хорошо все, что получается. Какие из своих картин сам художник отмечает? Те, что называет «нереальными»: «В них каждый что-то свое видит». А жанры у него все, кроме портретного: «Пейзаж, дикий авангард, сюрреализм…» И аэрографией владеет. Это когда автомобиль в картинку превращают.

- Хотя считаю, что это смешно, свою машину я бы не покрасил, впрочем, ее у меня и нет.

Нет у художника и мастерской. При том, что уверен: свободная территория – «кладовочка с окошечком» - обязательно должна быть в доме у каждого мужчины, чтобы порядок в ней свой развести.

И снова возвращаемся к истории. Что было, когда пришло время камни ее собирать?

- Изначально с инициативой памятника Ченслеру выступил краевед Леонид Шмигельский, он обратился на «Звездочку». Я руководил на заводе группой эстетики, посмотрели мы предложенный эскиз - никакущий. Сделал свой, вот этот (из пакета извлекается макет. – О.Л.). 1998 год, денег нет. Калистратов сказал, что постамент с барельефом Ченслера не осилить. Оставили только камень. Осталось его найти, а якорь был в заводском музее.

Долго искали, у людей спрашивали, не видели ли где-нибудь хороший такой валун. И случайно узнали, что на даче одного из корабелов есть подходящий, – мешает хозяевам, а сил вывезти нет. Посмотрели – маловат, конечно, но в остальном совершенно идеально подошел. Практически не пришлось с этим гранитом работать, слегка только подтесали, ну и табличку изготовили. На мой взгляд, очень удачную, теперь такого качества уже не отлить.

- Жалко, что не получилось, как мечталось?

- Конечно, жалко. Но закладной камень всегда заменить можно. Надеюсь, в дальнейшем на деньги какого-нибудь Абрамовича будет отлит настоящий. И даже с фигурой Ченслера. Каким его вижу? Почти как Петра Первого. Представляете, как красиво он будет стоять у моря в развевающемся камзоле. Хотя и сегодняшний вариант тоже, по-моему, ничего… Место получилось приятное.

Неприятную тему битья о память бутылок мы с художником пропускаем, оставляя и многие другие, хорошие до следующей встречи. А на ближайшую приглашаем всех.

Выставка Андрея Костылева откроется 30 марта. Приходите к 17 часам в ЦКиОМ.

Ольга ЛАРИОНОВА