Вечерний Северодвинск
Номер от 15 марта 2007 г.

И будущее не забудет меня…
- Вот уж и подумать не могли, что так папа нас прославит, - смущается перед гостями из Центрального телевидения Светлана Ивановна Гневашева, героиня нашего материала об Иване Михайловиче Сысоеве, капитане Советской Армии, похороненном у обелиска воину-освободителю в Таллине.

СЪЕМОЧНАЯ группа Первого канала добиралась в Северодвинск из Санкт-Петербурга своим транспортом. Опоздали на два дня, после Вологды, говорят, дорога в Архангельск заканчивается. По пути сюда захватили в Рочегде старшую сестру Эмму Ивановну, отсняв сюжет на родине солдата. В Северодвинске снимали дочерей Ивана Михайловича на Яграх у монумента погибшим в Великой Отечественной войне.

Эмма Ивановна Меньшикова привезла с собой распечатку завещания отца, само письмо, написанное перед последним боем политрука Сысоева, сегодня прочитать уже трудно.

Простые слова трогают до слез: «Кто прочитает эти несколько строчек, прошу убедительно сообщить по адресу, который найдете, семье. В бой иду седьмой раз. В 1941 г. в боях под Смоленском был ранен. С мая 1942 г. беспрерывно на Ленфронте бил фашистов в районе Невской – Дубровки, Ивановские Пороги. Участник прорыва блокады под Шлиссельбургом. В январе 1944 г. участвовал в штурме Красного Села и под Гатчиной был ранен. Участник боев на Нарвском плацдарме. В боях за Родину трижды ранен и дважды контужен.

Вырос я в свободной Родине, воспитал меня комсомол и партия. Член ВЛКСМ с 1934 г., член партии с 1937 г.

Вся жизнь моя принадлежит РОДИНЕ. Я хочу жить, зная, что конец фашизму, и война подходит к концу, но там, где необходимо пожертвовать своей жизнью, я, сын Советской Родины, отдаю ее без единого вздоха.

Напишите моим детям, что я сражался, пока билось в груди сердце, зная, что в этой великой борьбе я несу счастье моим детям и будущее не забудет меня. С именем Родины на устах вступаю в жестокий бой с немецко-фашистскими захватчиками.

Офицер Русской Армии – Иван Сысоев».

Будущее не забыло Ивана Михайловича, даже тогда, когда сначала с обелиска, а потом совсем убрали фамилии погибших солдат. Сегодня фамилия капитана Сысоева звучит по всему миру. Почти все осуждают стремление эстонского парламента снести обелиск воину-освободителю в Таллине, а фактически стереть с лица земли могилы русских мужиков и парней, сложивших головы за освобождение этой маленькой страны от немецкого фашизма.

- Мы не против, чтобы перезахоронить нашего папу в России, - говорит Эмма Ивановна. – Нам уже предлагают перенести прах отца и других солдат из Эстонии в Волгоград, в Москву на Поклонную гору… Мы не хотим, чтобы память о папе вызывала чью-то злость.

Владимир ЛАРИОНОВ