Вечерний Северодвинск
Номер от 15 марта 2007 г.

Транспортная десятина
Власти одобрили новую цену за проезд в городском транспорте. Областная коллегия департамента по тарифам и ценам в минувшую пятницу дала транспортникам добро на увеличение стоимости проезда в автобусах.

По каждому муниципальному предприятию ситуация рассматривалась отдельно. Северодвинскому пассажирскому автотранспортному предприятию разрешено с 27 марта поднять цену на проезд в городе до 10 рублей. Решение было принято единогласно и без дискуссий.

Комментарии по столь быстрому решению насущного и актуального вопроса мы получили у директора ПАТП Сергея Неумывако.

- А чего обсуждать? Наш плановый отдел, юристы все разложили по полочкам, тянуть с этим вопросом - значит, довести последнее муниципальное пассажирское предприятие области до банкротства. Если в прошлые годы мы сетовали на социальную нагрузку (возили льготников, не получая за них оплаты), то в 2005 - 2006 годах убытки приключились именно от государственного регулирования. Областные чиновники долгое время вдалбливали, что тариф экономически обоснован, в то время как предприятие катилось к финансовой пропасти - не хватает средств на оплату лизинга, который уже расторгнут в судебном порядке, по налогам чуть не завели уголовное дело - пришлось взять кредит, чтобы выкрутиться.

- Сергей Николаевич, на коллегии прозвучало, что предприятие могло бы жить более или менее сносно, если бы не возило горожан по дешевым проездным.

- Действительно, проездной дешевле разового билета, и мы не требуем покрытия разницы из муниципального бюджета. Но вовсе не из благотворительных побуждений. Для того чтобы нормально обслуживать пассажиров, нужно нормативное количество кондукторов. Их не хватает. Мы провели эксперимент: на «Икарусах», как положено, поставили двух кондукторов, в итоге расход по фонду оплаты труда увеличился вдвое, а доходы возросли лишь на 10 процентов. Нам выгоднее возить по проездным, чем нанимать лишнюю сотню кондукторов.

- Прозвучало на коллегии предложение обкатать зонную систему оплаты проезда. Что это значит для северодвинцев?

- Вопрос о зонировании стоимости проезда муссируется уже несколько лет. Это, на мой взгляд, верное направление, по которому надо двигаться. Касается оно прежде всего дачных перевозок. Цена проезда на пригородных маршрутах будет разная, циркульная, как я говорю. Чтобы зримо представить, поясню, как она формируется – от центра как бы циркулем будет отмерено пять зон. Проезд в каждую равен стоимости поездки по городу. Билеты будут продаваться книжечками уже с 25 марта.

- Сейчас каждому муниципальному образованию дано право разрабатывать транспортную схему и самостоятельно устанавливать тарифы. Это поможет реагировать на экономические перемены?

- По моему мнению, методика расчета должна быть единой для всей области. Увы, пока нет ни одного нормативного акта, хотя в других регионах таких документов полно, их можно скачать из Интернета, если своего ума не хватает. Директор областного департамента транспорта и связи Лев Быков мне говорит: автобусы ездят, чего их организовывать? Я ему отвечаю: автобусы, действительно, ездят, но бьются, калечат людей. У частника правило простое: водитель получает 15 процентов от собранной суммы - и никаких предрейсовых медосмотров, техконтроля. Получается, как в анекдоте про милиционера – вот тебе наган, иди и кормись. Так не должно быть, мы бьемся не за повышенный тариф, а за грамотную методику его расчета, пригодную для всех участников рынка транспортных услуг.