Вечерний Северодвинск
Номер от 9 марта 2007 г.

По пути ли нам с рекламой?
Новые технологии индустрии убеждения ограничивают нашу свободу. Мы имеем право получать информацию – печатную, визуальную, звуковую в любое время и без ограничений. Но мы также имеем право не получать информацию, право на тишину, которой в современном мире все меньше.

Добро пожаловаться!

Поводом к написанию материала стала жалоба северодвинца Владимира Александровича – так он и представился, позвонив в нашу редакцию.

- Недавно в автобусах городских маршрутов поставили экраны, по которым целый день гоняют рекламу и клипы. Вещь, по сути, неплохая – и рекламодателю польза, и для пассажира дорога веселее становится. Ну а если не нравится – не смотри.

А на прошлой неделе довелось мне съездить в Архангельск на «Газели» «Пони-экспресс». Залезаю – и там экран поставили! Место мне досталось как раз напротив него, не пересядешь, салон полный. Так что хочешь не хочешь, а смотри, как животные скачут и названия фирм мелькают. Однако оказалось, что это еще не все. Как только мы тронулись, водитель включил на экране звук, и даже те, кто на экран не смотрит, все равно свою порцию рекламы получили. А за долгую дорогу до Архангельска я эти ролики уже наизусть выучил.

Владимир Александрович, конечно, в разговоре в выражениях своего недовольства не стеснялся. Но если убрать лишнюю эмоциональность, со справедливостью его претензий сложно не согласиться. Реклама занимает все больше места в нашей жизни, используя по максимуму не только информационное, но и физическое пространство.

Как в анекдоте: включил телевизор – реклама, радио – реклама, мобильник взял – и там реклама! Утюг и вовсе включать не стал. Логотипы и телефоны различных компаний можно найти и на автобусных талончиках, и на дорожных знаках, и даже в общественных туалетах. Творческому мышлению рекламщиков отдаем должное. Но и за личное пространство переживаем. Безостановочный поток коммерческой информации, конечно, достигает своей цели – убеждает отдать предпочтение именно этой марке, фирме, продукции. Но при этом, как утверждают психологи, мы теряем одну из самых главных свобод человека – свободу принимать самостоятельные решения.

Не нравится - выключим

Впрочем, в случае с мониторами в маршрутках выбор у нас есть. Ситуацию комментирует главный инженер «Пони-экспресс» Сергей Кузьмин:

- Около месяца назад несколько машин нашей фирмы были оборудованы экранами. Поначалу жалобы от пассажиров действительно поступали, но они были вызваны тем, что в салоне одновременно звучала музыка с экрана и музыка с автомагнитолы в кабине водителя. Этот вопрос мы решили очень быстро, и жалоб больше нет. Что же касается звукового сопровождения, то тут можно отметить, что реклама составляет лишь небольшую часть программы, записанной на проигрыватель с экраном. Основное время отдано музыкальным клипам, которые помогают сделать поездку более приятной. Но если вам не нравится музыка, вы можете обратиться к водителю и он выключит звук проигрывателя. Клиент всегда прав.

Так что, уважаемые пассажиры, не стесняйтесь – защищайте свои права, комфорт и право на неполучение информации.

По закону

Владимир Александрович в своей претензии утверждает, что в ситуации со звуковой рекламой в транспорте нарушен Федеральный закон «О рекламе». И на этот случай у нас есть комментарий специалиста от Алексея Аксенова, юрисконсульта Северодвинского юридического центра:

- Речь, вероятно, идет о ст. 20 гл. 2 Закона «О рекламе», где сказано следующее: «Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается». Однако с юридической точки зрения данная ситуация не подходит под эту формулировку и нарушения закона нет.

Отсеивать излишнюю информацию, не давать ей определять наши решения и поступки – необходимое умение современного человека. Подчиниться внушению – просто, отстоять свою самостоятельность – намного сложней.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН

Вещь неоднозначная

Как мы убедились, к рекламе вообще наши сограждане относятся по-разному.

Елена Кузнецова, студентка ПГУ:

- Я думаю, реклама плохо сказывается на людях. Особенно реклама алкоголя, сигарет. Ролики на ТВ постоянно повторяются, очень раздражают. К тому же многие образцы просто глупые.

Павел Некрасов, учащийся 3-й школы:

- Реклама? Да, мне кажется, не мешает она. Ну, иногда, может быть, время отнимает, если по телевизору передача интересная или фильм. А так – нормально к ней отношусь, пусть остается.

Галина Березина, пенсионерка:

- Реклама – вещь неоднозначная. Есть удачные примеры, красивые. Но есть и навязчивые, крикливые, даже неприятные в чем-то. Например, когда какая-то эротика возникает не по делу.

Иван Петухов, временно неработающий:

- Я думаю, реклама – дело вспомогательное. Чем ее больше, тем больше информации. Что-то новое узнаешь, чтобы выбирать можно было из того ассортимента, который сейчас есть.

Андрей Михеев, водитель автобуса:

- Не думаю, что реклама оказывает какое-то отрицательное воздействие. Скорее наоборот – помогает решать проблемы. Бывает, конечно, что она неуместна, но, в общем, в ней нуждаются люди.

Спрашивал Станислав ЗЕЛЯНИН