Вечерний Северодвинск
Номер от 15 февраля 2007 г.

Английская политика завуча Куликовой
Они были лучшими - первое поколение педагогов школы №14. В Северодвинске «английскую школу» №14, или, как ее полным образом называли, школу с преподаванием ряда предметов на английском языке, поначалу создавали два человека: директор Иван Иванович Токуев и завуч Тамара Владимировна Куликова.

СЛОВО «поначалу» здесь не случайно. Школу, как правило, создает коллектив учителей, педагогов. Так было и с первым поколением четырнадцатой, но у самых истоков большого и трудного дела стояли все-таки эти двое.

Школа перешла из обычной средней в разряд специализированных в 1965-м. Организационных тонкостей этого я не знаю. Разве что известно мне - завуча Тамару Владимировну Куликову директор Токуев «нашел» в школе № 4 Архангельска. Здесь она преподавала английский язык, и молва о ней шла лестная, иначе с чего бы Ивану Ивановичу обивать пороги чиновников, которые ни в какую не желали отпускать в Северодвинск ценного кадра?! Но бывший фронтовик Токуев был настойчив, своего добиваться умел.

«Выйди из класса» по-английски

В новой школе Тамара Владимировна стала не просто завучем, а тем, вокруг кого закрутились все «английские» дела. Их было немало, если учесть, что первому нашему выпуску предстояло за пять лет пройти десятилетнюю программу. Поэтому английский язык присутствовал в расписании каждый день. Плюс к этому два часа в неделю - технический перевод, два часа - политический, а еще и тот самый «ряд предметов», который действительно преподавался на английском. И на уроках, как водится, все говорили исключительно по-английски, и никак иначе. Тамара Владимировна это правило считала святым, и его неукоснительно поддерживали остальные учителя. Воспитательные проповеди нерадивым или непослушным ученикам и даже радикальное «выйди из класса» на уроках звучали тоже на языке великого Шекспира. Такой объем языкового зарубежья давался тяжело, но позднее я по достоинству оценил то, что в школе казалось излишней муштрой. Впрочем, как и многие мои одноклассники.

Откровенно говоря, мы, ученики первого «английского» выпуска школы, Тамары Владимировны даже побаивались. В минуты, когда она сердилась, слова ее слетали с уст так раздельно и четко, будто их печатали штампом. Женщина она была, мало сказать, эмоциональная - очень решительная, порой даже резкая. Было ли это следствием ее характера, не знаю, но готов утверждать - не обошлось здесь без ее фанатичной преданности делу и самому английскому языку. Его она знала в совершенстве и, насколько мне известно, считала своей прямой обязанностью помочь освоить его тонкости молодым коллегам.

Политика завуча Куликовой, конечно же, проявлялась и в том, как она формировала преподавательский состав, как позже работала с ним. Сегодня я убежден - в большинстве своем учителя школы № 14, причем не только преподаватели английского, были лучшими в городе. У Тамары Владимировны было какое-то особое чутье на больших профессионалов, и потому познания других дисциплин мы получали по максимальной программе. Я не называю фамилий учителей, их ведь много - нет возможности всех перечислить, но примите на веру - они были лучшими.

Урок Голсуорси

Позволю немного личного. Помнится, в девятом классе Тамара Владимировна вела курс классической литературы Англии и США. Очень полезный предмет, но могучая «Сага о Форсайтах» Голсуорси, как говорится, шла у нас, шестнадцатилетних, со скрипом. Как-то я не выучил урок, и надежды мои зиждились на том, что Тамара Владимировна не спросит. Но выбор пал на меня, надежды рухнули, и законная «пара» замаячила реально - в таких случаях наш завуч не церемонилась. Спасти могла лишь дерзкая контратака...

- Я не читал господина Голсуорси... Сознательно!

- Как?! - тут Тамара Владимировна чуть не взорвалась.

К тому времени мы уже прошли «Мать» Горького, и я сообразил, что жать нужно на пролетарские мотивы:

- Как сын пролетария, считаю данное произведение Голсуорси вредным. Оно показывает мелкие интрижки жирующего класса эксплуататоров. Что в нем полезного для рабочего класса? Где здесь метод социалистического реализма?!

Класс притих. Такого и Тамара Владимировна явно не ожидала. Поэтому секунд десять переваривала речь «юного пролетария», а потом уже спокойно сказала:

- Зайдешь после уроков.

Естественно, после уроков разговор продолжился, правда уже на русском, и начался он серьезно:

- Значит, эксплуататора Голсуорси ты не любишь. А кого любишь?

Я назвал Шекспира - Шекспир и в самом деле мне нравился. Но Тамара Владимировна уточнила: «Что именно?» Я перечислил, уже и не помню что, а в конце добавил: «Еще сонеты». Тамара Владимировна не унималась: «Какие?» - «В переводе Маршака». - «Почему?» - «У Пастернака слишком мудрено. Не думаю, что Шекспир выражался так витиевато». - «Наизусть знаешь?» - «Знаю». Сонеты я действительно знал. Тут Тамара Владимировна заметно подобрела. И если бы в последующие полчаса кто-нибудь заглянул в кабинет завуча школы № 14, он застал бы учителя и ученика, читающих друг другу... сонеты. После этого последовал еще детальный разговор об Оскаре Уайльде и его «Портрете Дориана Грея» - Уайльд Тамаре Владимировне не нравился, мне - наоборот.

Расстались мы часа через два. Я был счастлив - избежал верной «пары». Однако вдогонку, у самой двери услышал:

- А «Сагу о Форсайтах» все же прочти.

Голсуорси я прочел много позже, будучи студентом университета, и, признаться, больших впечатлений не получил. Зато свой школьный «случай с Голсуорси» вспоминаю. И Тамару Владимировну. Как своеобразного человека и учителя со своим подходом в педагогике.

Из строя бойцов

Мы, будучи школьниками, конечно, знали, что Тамара Владимировна была на войне, но как-то мало придавали тому значения. Директор школы Иван Иванович Токуев тоже ведь воевал, даже горел в танке, а брат его - Герой Советского Союза - партизанил в Белоруссии. Вообще, среди наших учителей было немало тех, кто либо прошел фронт, либо сполна хлебнул лиха в тылу. Но только сейчас мне становится ясно, насколько нашему поколению повезло с учителями, - они ведь, «благодаря» военному, пережитому, сложились людьми особого человеческого строя, и, верно, если есть в нас что хорошее, так это к нам пришло, в том числе, и от них, учителей. Жаль, строя того уже нет: время идет, и люди уходят. Вот и сегодня сороковины у Тамары Владимировны...

Воевать она начинала, если не ошибаюсь, на Карельском фронте, была связисткой. Совсем недавно увидел ее награды и ахнул, потому что среди них и орден Красной Звезды, и медаль «За отвагу», а такие боевые регалии «за просто так» не вручались. Потом мне показали небольшой любительский видеофильм, где использованы и фотографии из семейного альбома Тамары Владимировны. Май 45-го. Германия. Деревья в цвету. Молоденькая, хрупкая девушка в солдатской гимнастерке, веселая - войне конец, и вся жизнь впереди!

Со дня первого выпуска «английской школы» Северодвинска уже больше тридцати шести лет прошло. Иногда смотришь старые фото, и так странно - на снимках наши учителя моложе нас нынешних.

Красивыми были наши учителя!

Олег ХИМАНЫЧ