Вечерний Северодвинск
Номер от 8 февраля 2007 г.

СМИшные пушки на бранном поле
Наш собеседник – главный редактор «Вечернего Северодвинска», председатель Союза журналистов Архангельской области Вячеслав Белоусов

- Вячеслав Васильевич, появление новой газеты в городе стало заурядным явлением. Но вот появляется «Народный ревизор» и вызывает у вас, как председателя Союза журналистов области, очень резкую реакцию. Почему? Одной газетой больше, одной меньше…

- Это не просто появление пиар-проекта, а начало информационной войны. И я хотел бы напомнить создателям этой газеты слова известного в мире медиамагната Руперта Мэрдока: «Каждый, кто встает на тропу информационных войн, должен быть готов к тому, что однажды информационная война перерастет в войну реальную, с выстрелами и трупами. И когда вас будут убивать, не стоит кричать что-то о демократических правах – вы сами поставили себя вне закона…»

Подтверждений этому в сегодняшней России предостаточно, счет жертв идет не на десятки – сотни. И мне бы очень не хотелось, чтобы это случилось в городе, в котором я родился и живу.

- ВЯЧЕСЛАВ Васильевич, две недели назад на встрече журналистов города с мэром, председателем Горсовета и сотрудниками пресс-службы вы высказались против идеи создания газеты городской администрации. Вы знали о скором выходе «Народного ревизора»?

- Ни сном ни духом. Меня эта новость застала в Санкт-Петербурге. Более того, один из звонивших обвинил журналистов «Вечернего Северодвинска» в причастности к этому изданию. Думаю, абсурдность этого не надо доказывать.

- Прочитав два номера «Народного ревизора», что вы можете сказать как редактор, журналист?

- Давайте не только о газете. Святое дело исполнительной власти – исполнять бюджет и повышать уровень жизни горожан. Святое дело журналистов – честно и профессионально рассказывать о том, как работает власть, контролировать ее действия, делать их прозрачными, понятными для жителей Северодвинска. И вдруг власть решает: возьму-ка я эту функцию на себя: свет мой, зеркальце, скажи… Вы будете верить такому изданию?

- Но ведь есть немало людей, которые верят в правдивость газетного слова любого издания!

- Вы знаете, что возмущает в действиях производителей «паленых» газет? Десятилетиями российские журналисты завоевывали доверие читателей, прежде всего отстаивая интересы «маленьких» людей. Где-то начиная с середины девяностых годов, как черти из табакерки, стали выскакивать оборотни от пера, маскирующиеся под журналистов, паразитирующие и жирующие на этом.

Отсчет можно начать с пиар-проекта «Не дай Бог!», которым в 1996 году были замусорены все почтовые ящики страны. Его основное содержание: не дай Бог, если к власти придет Зюганов, а с ним коммунисты. Но Ельцин остался на посту не потому, что россияне наглотались этой туалетной бумаги, а потому, что действовал принцип: голосуй не голосуй, все равно получишь… Ельцина! Журнорванцы заработали колоссальные суммы и породили в стране клан черных пиарщиков, основной девиз которых: крой, Васька, Бога нет!

- Я в Северодвинске живу и работаю относительно недавно. Не скрою, занималась пиаром, кстати, он не всегда бывает черным. И меня удивляло: почему в Северодвинске его практически нет? Потому, что провинция, потому, что действительно город замороженный?

- Ответ, возможно, покажется пафосным, но он отражает правду. Выступая на различных российских форумах, я не без гордости говорил, что в Северодвинске благодаря усилиям, способностям найти компромисс со стороны мэра, депутатов, журналистов пиаровская чума практически обходила город. Инциденты наблюдались лишь в период выборных кампаний. И вдруг… Власть способствует созданию полулегальной «дубинки», цель которой - запугать реальных и потенциальных оппонентов, а значит, исказить действительность.

- Да нет, публично ее представители говорят, что проект якобы издается для более полного информирования горожан. Да и вообще в составе родителей «Ревизора» нет представителей исполнительной власти.

- Вы правильно сказали: «якобы». На самом деле «СМИпушки» создаются для того, чтобы сказать: ребята, наш бронепоезд стоит на первом пути. Попутно «потешный ревизор» будет глянцевать бронзу на ликах создателей и уродовать образы оппонентов. Что и произошло в пилотных номерах этого издания.

- Вячеслав Васильевич, а может, все проще: в вас заговорила редакторская ревность?

- Поскольку мы не на экране телевизора, то попрошу сделать ремарку: собеседник улыбнулся… И расскажу вот такую историю. В конце восьмидесятых годов прошлого столетия на телевидении шла программа «Музыкальный ринг». И как-то на нее были приглашены уже легендарная «Машина времени» во главе с Макаревичем и резко взлетевший на музыкальный Олимп «Секрет» с Максимом Леонидовым и Николаем Фоменко. На «ринге» «Секрет» отмузыканил «Машину». Но прозорливая рефери-ведущая Максимова закончила эту встречу так: «Машину времени» поклонники любят уже двадцать лет. Посмотрим, сумеет ли «Секрет» выдержать марафонскую дистанцию». И как в воду глядела, «секретчики» через год разбежались.

- А можно без иносказаний?

- Можно. Старейшую газету города «Северный рабочий» создавали несколько поколений журналистов, и ей в этом году исполняется семьдесят лет. «Вечерний Северодвинск» ценен тем, что создан на деньги, заработанные журналистами, и их усилиями. «Вечерке» недавно исполнилось десять лет. Пиар-издания – это разовые прибежища анонимных производителей полуправды и вранья. Они не ставят перед собой цели создать издание, которому читатели доверяют, не думают о его рентабельности, тиражи не завоевывают, а назначают. Главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин на одной из встреч с журналистами регионов сказал резко, но, по сути, справедливо: «Газета, которая не зарабатывает на свое пропитание сама, не должна существовать. Если вас кормит власть или подкармливают олигархи – вас не существует, вы искусственные».

- Ну что же делать журналисту, если у него нет работы? Приходится хвататься за любое предложение, ведь, действительно, и себя, и семью надо кормить!

- Согласитесь, это близкая, но иная тема. Следуя вашей логике, жена в случае безработицы должна идти на панель, а муж–слесарь – изготавливать патроны? Так?

Не обольщайтесь: потешные издания нужны не для того, чтобы создать новые рабочие места для журналистов и расширить окна гласности. Их цели проще: для создателей – сохранить кресла; для исполнителей – облизать заказчиков и тут же ободрать. Желательно по-крупному.

- Победителей в России, как известно, не судят. Может, во имя этого стоит все-таки создавать гоголевские «носы»?

- Вы знаете, в народе появилась новая примета: хочешь проиграть – создай придворное издание! Таблоид «Троицкий проспект» был у бывшего губернатора Анатолия Ефремова, «Новый Архангельск» есть у мэра Александра Донского.

Что касается «победителей не судят», то в минувший четверг, отвечая на вопросы наших коллег, президент России Владимир Путин сказал, что согрешившие будут судимы. Назвал конкретные адреса, а чуть позже телевидение показало и фигурантов.

Президент также сделал акцент на том, что в борьбе с коррупцией власть будет опираться на свободные средства массовой информации, что это самый эффективный способ борьбы с ней и власть сделает все, чтобы защитить журналистский корпус страны. Думаю, власти на местах должны рассматривать это как визу «к исполнению».

Абстрагируясь от местной тематики, скажу: там, где власть содействует созданию придворных «ревизоров», повышается градус коррупционности, разрушается рынок прессы, его аура, развращаются журналисты, читатели питаются суррогатным чтивом.

- Чувствую, в собеседнике кипит гнев. А гнев, как известно, плохой советчик…

- Не гнев - обида. Я знаком с немалым количеством пиарщиков из Москвы, Питера. Они выезжают на выборы, как сами говорят, в очередной Мухосранск, оставляют там в судьбах и душах людей много дерьма и с пачкой черного нала бегом в мать свою – Москву, боясь, что их «замочат». У них действительно есть коллеги, но не из нашей среды, а из киллеров и легионеров.

- Насколько я знаю, группа депутатов обращалась к вам, как издателю, с просьбой помочь в создании своей газеты...

- Да. Точнее, это можно назвать консультациями. Однако не надо быть провидцами, чтобы предсказать, что в ближайшие дни они вступят на тропу войны и выкатят свою «пушку», благо деньги есть.

- И что бы вы посоветовали обеим сторонам?

- Во-первых, они в этом не нуждаются. И та и другая стороны избраны народом. Они - опытные управленцы и политики. Просто хочу им напомнить, что горожане, живущие в трущобах и «хрущобах», ждут от них не войны компроматов, а скучных сообщений о строительстве новых домов, ремонте автодорог, покупке автобусов. Поэтому я призываю просто зачехлить «пушки».

Беседовала Елена САДОВА