Вечерний Северодвинск
Номер от 1 февраля 2007 г.

Жертвы домофонной демократии
Малюсенькая заметка «Как пройти в свою квартиру?» («ВС» №1, рубрика «Спроси – не поленись») наделала в читательской среде немало шума.

Больному ждать на улице

В редакцию звонили разгневанные горожане: «В подъезде домофон установили, а мы от этого одни неудобства терпим!»

Уточню. «Мы» – это жители подъездов, не согласившиеся оплатить услуги фирмы «Цифрал-Сервис» по установке металлической двери и комплекта домофонного оборудования. Такие, несогласные с политикой большинства, найдутся в любом случае, в любом подъезде, уверяет меня старший менеджер отдела продаж «Цифрала» Эльвира Котлова. Видать, крепкие нервы и железные аргументы нужно иметь, чтобы людей убеждать – на собственную же безопасность и чистоту в подъезде деньги отдаете.

Жительницу дома на улице Трухинова, 22, Людмилу никакие аргументы не берут.

- У меня зарплата и так мизерная, помочь некому. Я, конечно, за чистоту в подъезде, но, если соседи надумают позолоченную дверь в лифте установить, что мне делать? Безобразие…

У Евгения Лазаревского с улицы Юбилейной, 23, тоже доводы против домофона имеются.

- Почему я должен идти на поводу у большинства? Соседи за нас все решили, обещанной скидки фирма не предоставила, ключи пришлось на собственные деньги покупать, иначе в свой же подъезд не попасть! А знаете, какие неудобства терпеть приходится? Ко мне родственники и друзья теперь просто так прийти не могут, в квартире-то переговорного устройства нет. Я вынужден их у подъезда дожидаться, чтобы дверь открыть. А если «скорую» вызову? Мне, больному, что, на улице врачей ждать?

Не хочу! И точка

На золотую дверь в лифте соседи Людмилы вряд ли станут скидываться, а домофон уже реальность. Менеджер «Цифрала» Эльвира Котлова, комментируя конфликтную ситуацию с некоторыми жильцами подъездов, ссылается на новый Жилищный кодекс.

Статья 44 ЖК «Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме» дает право большинству собственников принять решение об установке домофона, даже если меньшинство против этого.

К тому же, по словам менеджера, «Цифрал-Сервис» руки никому не выкручивает - платить не принуждает, в особых случаях идет на значительную рассрочку оплаты услуг и скидки малоимущим предоставляет. А отказ кого-либо из жильцов оплатить установку домофона не сказывается на конечной стоимости услуги для согласных. Эльвира Котлова говорит, что заметила одну любопытную закономерность:

- Странно, но действительно малоимущие жильцы – пожилые люди, инвалиды - подобных претензий нам не высказывают. Мне кажется, люди зачастую на какой-то непонятный принцип идут. Не хочу, и точка. Не так давно долго общались с одной активно несогласной женщиной, так она даже ключ от подъезда в подарок не приняла. Мол, не нужно мне от вас ничего… Вести в квартиру переговорное устройство бесплатно мы, поймите, тоже не можем. У нас коммерческое предприятие, которое хочет получать прибыль.

Не думаю, что в этой ситуации все отказники сугубо на принцип пошли. Разные причины и обстоятельства бывают, не нам судить-рядить, кто может за комфортный быт платить, а кто нет. Если кого-то мое личное мнение интересует, вот оно: эта система доступа в подъезд может быть установлена только при абсолютном согласии всех жильцов. Ведь есть и обычные кодовые замки, более простые в пользовании и, разумеется, более дешевые.

Марина НЕВЕРОВА

Меньшинство должно подчиниться

Николай Поваров, начальник отдела по защите прав потребителей:

- По-моему, мы столкнулись с фактом обычного потребительского экстремизма. Отдел по защите прав потребителей здесь не полномочен что-либо решить. Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения только между частным лицом и предпринимателем. В данном случае между несогласными жильцами подъезда и фирмой правовых отношений не существует – конкретные жильцы не заключали договор с фирмой.

Где искать правды? Думаю, в суде. Жильцы, которые отказались платить за установку домофона и терпят в связи с этим определенные неудобства, возможно, юридически правы. Но я вижу выход в другом - вспомнить о принципах демократического централизма и принять условия большинства. Разве чистота и спокойствие в подъезде того не стоят?

Одиноким предоставляется ключ?

Опрошенные нами, как обычно, наугад горожане демонстрируют завидное единомыслие: домофон – вещь нужная. Были бы так же единодушны жильцы при его установке!

Ольга, диспетчер такси:

- Да, нужно защищать подъезд от нежелательных сходок. Лучше всего, по-моему, домофоны – чтобы с улицы можно было связаться с квартирой. Удобно, если жильцы согласны платить вовремя. Мы такой установили лет десять назад и не жалуемся.

Наталья, студентка Поморского университета:

- К кодовым замкам в некоторых случаях можно подобрать шифр или просто узнать его. Я думаю, лучший тип защиты подъезда – это системы с аудиофоном. Правда, они дороже, и, может быть, не все жильцы согласятся на их установку.

Павел Которин, пенсионер:

- Конечно, домофоны нужны. У нас в подъезде его недавно поставили, и мы все очень довольны: посторонних нет, чистота… Только один сосед не согласился на установку. Просто купил ключ. Он одинок, к нему никто не ходит, его это устраивает.

Валентина, неработающая:

- Конечно, закрывать свой подъезд от посторонних нужно. Но лично я живу в деревянном доме – его вообще сносить нужно или ремонтировать капитально. А вот у сестры в доме есть кодовый замок. Я думаю, что это удобно.

Даниил, учащийся 14-й гимназии:

- Думаю, это нужно в каждом подъезде. Надо в первую очередь позаботиться об удобстве жильцов. Аудиофоны, я думаю, это оптимальный тип таких устройств. Надо лишь учитывать материальное положение всех жильцов подъезда.

Спрашивал Станислав ЗЕЛЯНИН