Вечерний Северодвинск
Номер от 25 января 2007 г.

Вовсе не игрушечные кресла
Автолюбители не спешат их покупать. И напрасно. С 1 января вступил в силу пункт 22.9 Правил дорожного движения РФ, обязывающий водителей использовать при перевозке детей до 12-летнего возраста специальные детские удерживающие устройства. В большинстве стран уже давно введен запрет на перевозку в автомобилях детей ростом менее 150 см без таких автокресел.

Маленькие дети неугомонны и непоседливы, и об их безопасности необходимо заботиться даже на прогулке. В автомобиле же уровень их защиты должен быть на порядок выше, вне зависимости от опыта водителя. Нельзя уповать и на собственные силы, пристегнувшись лишь самому: при аварии или резком торможении на скорости лишь 50 км/час, чтобы удержать на руках ребенка весом хотя бы 5 кг, нужно приложить усилие в 150 кг. Кто из взрослых способен на это, особенно если учесть, что сам подчас не пристегнут? В многочисленных тестах манекены, имитирующие ребенка, находящегося на заднем сиденье безо всяких средств безопасности, просто вылетали через лобовое стекло. Также опасно пристегиваться одним ремнем вместе с ребенком. Ни в коем случае нельзя пристегивать ребенка штатным ремнем автомобиля таким образом, чтобы диагональный ремень проходил не по груди, а через шею, - так можно ее, как минимум, повредить. Либо пристегивать малыша одним поясным ремнем - при ударе он согнется и ударится головой о переднее сиденье.

Для детей с рождения производятся специализированные автокресла, их называют еще автопереносками или люльками. Они устанавливаются только на задних сиденьях, лицом назад или перпендикулярно ходу движения. Для безопасности ребенка предпочтительнее именно они. Европейские стандарты рекомендуют перевозить совсем маленьких детей лишь на короткие расстояния, чтобы не препятствовать нормальному развитию позвоночника и внутренних органов. И пока ребенок не достигнет веса 9 кг, не пересаживайте его в кресло следующей группы. Для остальных детей можно выбирать уже обычные кресла, желательно с подголовниками. Пересаживать ребенка в большее кресло можно, когда он достигнет определенного веса, либо когда макушка головы станет выше спинки или подголовника кресла.

Производятся также универсальные кресла-трансформеры, или кресла на вырост. Такие кресла сэкономят вам средства, однако их необходимо постоянно осматривать - все ли ремни целы, все ли замки работают, ведь крепления могут ослабеть, и подобная экономия обернется трагедией.

Существует система безопасного крепления детских удерживающих устройств «Isofix». К сожалению, она не установлена пока на отечественных автомобилях, практикуется лишь на иномарках. На заднем сиденье в основании спинки располагается 6-миллиметровый пруток, к которому автокресло крепится двумя замками на салазках, верхнюю часть спинки автокресла присоединяют ремнем с «якорным» креплением к специальной проушине в багажнике. Устанавливается и снимается кресло с этой системой весьма просто. Однако есть и недостаток: на пруток при ударе приходятся большие динамические нагрузки. Поэтому при весе ребенка свыше 18 кг эта система не применяется.

Кроме крепления при помощи системы «Isofix» существуют еще два способа. Первый: автокресло крепится к сиденью штатным ремнем безопасности автомобиля, а затем уже ребенок удерживается в кресле его внутренними ремнями. Однако такой прием не совсем безопасен, потому что родители часто совершают ошибки при установке, редко проверяют регулировки натяжения внутренних ремней, что может привести к травмам при ударе.

Второй способ: после установки автокресла на переднее или заднее сиденье ребенок сначала закрепляется в нем внутренними ремнями, а затем вместе с креслом штатным ремнем автомобиля, как взрослый пассажир. Такой способ надежнее и проще.

На что необходимо обратить внимание в первую очередь при выборе кресла? На видном месте должен находиться значок соответствия европейским требованиям ECE R 44 03 или ECE R 44 04, должна быть инструкция на русском языке. Не приобретайте модели с каркасом из металлических трубок - ребенок в таких креслах располагается выше и ближе к спинке переднего сиденья, риск получить травму при ударе в таком положении повышен, да и весят такие кресла значительно больше, чем с пластиковыми корпусами.

Обязательно наличие высокого подголовника, боковин, механизма регулировки нижней лямки, фиксатора диагонального ремня, замок ремней должен быть небольшим и иметь утопленную кнопку, обязательно должна быть мягкая накладка для предохранения гениталий ребенка от повреждений при ударе. Выбирать автокресло нужно обязательно с ребенком, и на том автомобиле, где это кресло будет использоваться. Если кресло покупается на вырост, то запас длины ремней должен быть не менее 10 см.

Андрей СНЯТКОВ