Вечерний Северодвинск
Номер от 25 января 2007 г.

800 литров на голову
Как утверждают психологи, на третьем месте среди всех фобий, которыми страдают россияне, – боязнь бытовой трагедии: пожара, потопа, взрыва газа. Поводы для опасений есть – большая часть населения живет в многоквартирных домах; и если себя жильцы квартиры подстраховать могут, то за всех соседей поручиться очень сложно, а они иногда ведут себя не слишком ответственно.

ЖИТЕЛИ «деревяшки» на Беломорском проспекте, 42/18, к своему соседу, практически неходячему инвалиду, присматривались давно, поводы для беспокойства были весьма весомые: живет семидесятилетний старик один взаперти. Приходит к нему сын, приносит какие-то продукты, сигареты и уходит, закрыв дверь за собой на замок. Целыми днями дед сидит у окна и смолит папироску за папироской. Год назад залил соседей снизу нечистотами, но это ему простили. Подозревают люди, что, кроме сигарет и продуктов, приносит сын старику выпивку.

В канун новогодних праздников, утром 26 декабря, жильцы дома услышали на улице крик - проходящая мимо женщина увидела, что горит квартира старика на втором этаже. Пожарные приехали быстро, уже через полчаса от огня не осталось и следа, только дымились обугленные стены. Старика, живого, нашли в туалете, правда, опросить его не удалось: «гражданин Ксенофонтов… на контакт не идет, на вопросы не отвечает, ведет себя неадекватно, речь нечленораздельная (кроме отдельных, в основном матерных, слов). В помещении терапевтического отделения горбольницы №2 помещен отдельно от других больных, так как своим поведением создает им и медицинскому персоналу неудобство и проблемы» - так охарактеризовал пострадавшего в рапорте дознаватель ОГПН.

Разгорелся пожар, как выяснилось, в маленькой комнате на диване, на месте его, сердешного, выброшенного из окна старательными пожарными, осталась лежать только обгоревшее одеяло, рядом - поставленное сыном ведро с водой и столик с пепельницами. На кухне - снова пепельница, полная окурков и обгоревших спичек, на полу-пустые пластиковые бутылки, из одной, пятилитровой (!), явно ощущается запах спирта. Причина пожара определена однозначно: неосторожное обращение с огнем при курении.

Ущерба по строению нет, но в квартире старика полностью выгорела маленькая комната, находившиеся в ней мебель и имущество, кухня, коридор и вторая комната закопчены. А у соседей, живущих снизу, как сказано в акте о пожаре, «на потолке и стенах образовались протечки от воды». Еще бы, ведь при тушении пожара на их потолок вылили восемь сотен литров воды, которая капала с потолка еще два дня кряду. Надо ли говорить о том, что в пострадавшем подъезде отключили электроэнергию? Что все продукты, закупленные к новогодним праздникам, и домашние заготовки разморозились в неработающем холодильнике, что Новый год невольно встречали соседи погорельца со свечной романтикой.

- А после пожара пришел сын старика, - рассказывает соседка. - Осмотрел квартиру и сказал, что ремонт он делать не собирается, а принесет диван на кухню, там и поселит старика. Там, где стоит пятидесятилитровый баллон с газом, который, кстати, туда уже завезен и наполнен…

Бросились жильцы дома во все известные инстанции за помощью, только не совсем умело - к счастью, с такими проблемами люди сталкиваются нечасто. Написали коллективное заявление прокурору города, мэру, начальнику УСЗН, директору СМУП ЖКТ и депутату городского Совета от своего округа с просьбой инициировать процедуру назначения опеки над престарелым инвалидом или определить его в специализированное заведение под постоянный присмотр и помочь жильцам пострадавшей квартиры в восстановлении жилья. Только вряд ли мэр города будет сам делать ремонт, а директор СМУП ЖКТ возьмется за определение старика в дом престарелых.

Разбирая проблему жильцов с помощью Сергея Хромова - юриста фирмы «Норд Бизнес Консалтинг», удалось найти несколько вариантов ее цивилизованного решения. Разумеется, первый - обращение в суд с иском о взыскании с причинителя вреда материального ущерба. Для этого необходимо получить у жилищников два акта: о протечке (составляется сразу после происшествия) и о просушке; и пригласить независимого оценщика для определения суммы ущерба. Только долго придется соседям погорельца ждать, пока старик-инвалид выплатит им 30 тысяч рублей (именно в такую сумму определила ущерб хозяйка затопленной квартиры).

Если пострадавший - малоимущий гражданин или член малоимущей семьи, то он может претендовать на государственную социальную помощь. 20 ноября вступил в силу областной закон, который говорит о том, что получить материальную помощь могут граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Той, что нарушает их жизнедеятельность, - последствия пожара, аварии, катастрофы, опасного природного явления, хищения имущества, повлекшего за собой значительные материальные потери, которые не может преодолеть самостоятельно. (Подробнее об этом законе можно узнать в управлении социальной защиты населения на улице Советской, 54/5.) Впрочем, и этот вариант проблемы до конца не решит - единовременная помощь не может превышать шести тысяч рублей. Поэтому стоит попробовать оба варианта.

Только не в деньгах дело, уверяют соседи, страшно жителям «деревяшки» осознавать, что где-то рядом с ними, в запертой квартире на кухне, рядом с пятидесятилитровым газовым баллоном смолит свои папироски не совсем трезвый старичок, а решение о выселении суды выносят ох как неохотно.

Ирина БАГРИЧ