Вечерний Северодвинск
Номер от 21 декабря 2006 г.

Продается Севмаш?
Грядет ли акционирование северодвинских оборонных предприятий?

Разговоры о предстоящем акционировании главных северодвинских предприятий далеко не новы. Последние три года идея эта витает с переменной активностью, всякий раз получая импульсы из Москвы. Правда, ведут эти разговоры далеко не все. Рядовой труженик, к сожалению, о последствиях смены собственника в большинстве своем не задумывается. И напрасно. Это все равно что не думать о своем будущем. А оно ведь может повернуться и не совсем радужной стороной.

МЫ не ставим целью рассмотреть все вопросы возможного реформирования северодвинских оборонных предприятий. Хотя бы потому, что никаких прямых «указаний из центра еще не поступало» и сегодня многое просачивается в печать из неофициальных источников, а иное больше походит на слухи. Мы попытаемся обозначить только контур проблемы.

Заметим, официально дискуссии по поводу реформирования оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России начались с заявления вице-премьера правительства России Бориса Алешина, которое он сделал еще в октябре 2003 года. Вот оно: «Значительное число российских предприятий, работающих на нужды обороны, будет в ближайшее время акционировано. В отношении таких предприятий не может идти речь об их приватизации. Акционирование же само по себе, несомненно, будет улучшать их управляемость, исключать субъективные решения со стороны одного человека. Причем все 100% акций этих предприятий будут находиться в руках государства».

Зачем это надо?

«Если реформировать, так все!» – любимый лозунг либералов. «Наверху» посчитали, что российский ОПК давно пробуксовывает, прежняя его система тяжела, неповоротлива, требует слишком больших денег. Мысль очень спорная, но за дело взялись. Сначала были попытки создания финансово-промышленных групп, военно-промышленных, иных структур. И почти все оказалось неработоспособным. Теперь вот составили реестр «действительно оборонных предприятий России», а «все прочие» решили отдать в частные руки. Но и «действительно оборонным» тогда же предложили изменить свою структуру – интегрироваться в холдинги, саморегулирующиеся организации, которые объединили бы отраслевые структуры оборонки. Тот же Алешин заявил позднее об этом как о неизбежности. К началу 2006 года таких планировали создать около 70. И сразу оговоримся, речи о Севмаше и «Звездочке» не велось.

И о полной приватизации тоже не говорили. Сначала. Говорили другое: «действительно оборонные» будут иметь 100 процентов акций. Потом – контрольный пакет. А позже – «приватизация не означает аннулирование какой-либо роли государства. У него всегда есть возможность повлиять на бизнес частного предприятия лицензией на разработку и производство вооружения и военной техники. Комитет по военно-техническому сотрудничеству может не дать лицензии на экспорт продукции. Влияние оказывается через госприемку, закупку альтернативных систем оружия».

А в последнее время вдруг появились сообщения, что в планах реформаторов акционирование практически всей оборонки! Чисто государственными хотят оставить не более 30 заводов, которые со статусом казенных будут находиться на полном гособеспечении. К ним относятся, например, производства боеприпасов, которые при всем желании никакими мирными заказами не загрузишь. А что же с остальными, которых можно загрузить?

Сегодня можно говорить, что единства мнений по этому поводу нет даже на самом верху, и до нас долетают отдельные фразы - свидетельства жаркой борьбы. Они-то и стимулируют разговоры и слухи. В частности, вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов (не последний человек в государстве) называет планы акционировать северодвинские верфи фантазиями, а глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс (тоже не последний человек, хотя даже не министр и должен бы заниматься только энергетикой) все же говорит о своем видении акционирования заводов ГРЦАС.

Доводы «против»

Против идеи, провозглашенной г-ном Алешиным, высказываются, прежде всего, наши военные. Фактически я не слышал ни одного мнения специалиста в погонах, который бы ратовал за поддержку реформаций. Доводы в данном случае у всех едины. Поэтому приведу, на мой взгляд, наиболее концентрированное мнение. Его высказал Александр Владимиров, генерал-майор, вице-президент Коллегии военных экспертов:

- Приватизация выводит ОПК из-под контроля государства и делает его неспособным производить оружие. Это прямая дорога к разоружению и зависимости в этой области от других государств. А приватизация с участием иностранного капитала попросту разрушает предприятия. ОПК же под контролем государства продуцирует промышленный прогресс. Попытка создания действительно нужных в ОПК холдингов пока ни к чему не привела. Основные производства холдингов, безусловно, не должны быть приватизированы.

Еще более категорично высказываются руководители высокого ранга еще той, советской закваски, кто поклоняется одному Богу – государству. К ним есть смысл прислушаться - за их плечами колоссальный практический опыт. Среди них Владимир Никитович Михайлов - директор Института стратегической стабильности, академик РАН, бывший министр атомной энергетики. Не судостроитель, но в стратегических областях экономики знает толк, а кто скажет, что судострой не стратегическая отрасль? Итак:

- Частная собственность – это отход к первобытному строю. Инвестиции идут туда, где гарантом выступает государство. Это первое. Теперь скажите мне, что построил в нашей стране частный капитал? Жилье? Города? Разве вы не видите, что в радиусе 200 километров от Москвы все разрушено...

Акционирование и приватизация – это изменение формы собственности эксплуатирующих организаций, это не новые технологии, не технический прогресс. Все мы свидетели: «Аэрофлот» акционировали – и страна осталась без гражданской авиации. В конце концов, часть оборонки тоже акционировали – и десятки промышленных предприятий встали. Я противник просто так насаждать рыночные отношения. Есть другой путь освоения рыночной экономики - китайский. Китай семимильными шагами развивается, давно вступил в ВТО. Для США сейчас это конкурент номер один. Но в Китае, как вы знаете, не акционировали ни сырьевой, ни энергетический, ни оборонный сектора. Все государственное! А инвестиции, в том числе и зарубежные, в экономику идут. Не пора ли одуматься?

Первые итоги

Они пока не радуют. Сразу в нескольких регионах России законодательные собрания уже требуют остановить приватизацию оборонных предприятий и научных центров, усматривая в ней реальную угрозу потери нашей национальной обороны. Депутаты и представители исполнительной власти шлют обращения президенту, правительству, требуя обеспечить заводы гарантированным государственным оборонным заказом.

Все это подкрепляется информацией: в Вооруженных силах России фактически нет оружия 4-5-го поколения, устаревшая техника в войсках составляет около 70%. На ряде приватизированных предприятий уже требуют обратного - деприватизации, поскольку в свое время при акционировании не была учтена интеллектуальная собственность государства. По сути, оно перестало владеть правами на разработки, которые создавались на государственные средства. Кстати, эту собственность в свое время и намеревался вернуть государству Илья Клебанов, будучи еще в ранге министра промышленности, науки и технологий. Не вышло.

Кто не помнит широко разрекламированной акции по акционированию и созданию холдинга на базе авиапрома? Но сегодня в нашем авиапроме, как заявляет депутат Госдумы Вячеслав Шпорт, там, где акциями владеют иностранцы, объем производства упал в девять раз! И объясняет: иностранцам выгоднее продавать на мировом рынке собственную продукцию, чем развивать производство аналогичной российской.

А вот, кстати, что касается непосредственно Северодвинска: реформирование ОПК в Центральной России сопровождается продажей акций иностранцам с целью привлечения инвестиций, а те тут же блокируют принятие важных управленческих решений, инновационных программ и модернизации производства. Это приводит к свертыванию научно-технической работы и ставит под угрозу выполнение государственного оборонного заказа. Пример такого «альянса» - Калужский турбинный завод пустил к себе немецкий концерн «Сименс» и поимел существенное сокращение мощностей предприятия, задействованного в выпуске продукции для атомного подводного флота России.

Вернемся к судострою

Точнее сказать, военному кораблестроению, на которое с момента своего рождения и всю свою историю работают главные предприятия Северодвинска. Пробный шар акционирования здесь, можно сказать, уже брошен – в Питере, на Балтийском заводе и «Северной верфи». О конечных результатах этого новшества говорить еще рано, но в целом единства мнений нет и ждать его не приходится. Тем не менее в середине прошлого года Владимир Александров, генеральный директор «Адмиралтейских верфей», определенно высказался о перспективах уже своего предприятия: «Акционирование произойдет не позднее 2008 года».

Более того, Александров уверен, что 2008 год «станет переломным для всей судостроительной отрасли и все ключевые судостроительные предприятия России будут акционированы». Значит, и северодвинские заводы тоже? А почему бы и нет! Кто же откажется приобрести столь масштабные производства, да еще впитавшие в себя все лучшее от промышленности и науки? Надо только доказать их несостоятельность. А это в пост-советской России делать научились. И по закону, и без него.

Впрочем, откуда такие мысли у питерского директора? Владимир Александров поясняет, что через пару лет основные мероприятия новой стратегии развития судостроительной отрасли уже будут реализованы, а она «подразумевает разделение всего российского судпрома на 3-5 специализированных комплексов с целью оптимизации производственного процесса, снижения себестоимости работ по строительству судов, а следовательно, повышения конкурентоспособности отрасли». Каждый холдинг, говорит Александров, возглавит управляющая компания в форме ОАО (!), более чем наполовину принадлежащая государству. Напомним, пару лет назад речь шла о 100-процентном владении государства.

Иными словами, повод для беспокойства у наших корабелов имеется. По меньшей мере, должен появиться, если они не хотят потом по привычке бегать и кричать: «Опять нас обманули». Сегодняшним обзором мы хотели бы начать разговор о возможных перспективах основных северодвинских производств именно в свете их вполне возможного акционирования. Фактически это разговор о судьбе Северодвинска вообще. В следующей публикации, которая уже готовится, мы намерены рассказать о первом опыте акционирования судостроительных предприятий в Петербурге.

Олег ХИМАНЫЧ