Вечерний Северодвинск
Номер от 14 декабря 2006 г.

Жалуйтесь на здоровье!
Во все и всяческие инстанции не иссякает поток жалоб, заявлений и вопросов от населения. Реальные же ответы получают не все обратившиеся, и часто это и не ответы вовсе, а отписки.

А иной раз, чтобы получить хоть какой-то ответ, приходится обивать пороги, писать в вышестоящую инстанцию, вплоть до президента страны. Проблема назревшая, больная. Станет ли вступивший в силу Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» панацеей или хотя бы обезболивающим средством?

В законе прописано право обратиться лично, с индивидуальным или коллективным письмом в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам - конституционное право каждого гражданина. Письменное обращение в течение трех дней с момента поступления должно быть зарегистрировано. Если вопрос вне компетенции тех, к кому обратились, то в течение семи дней со дня регистрации письмо направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу (при необходимости - в несколько таких адресов). А гражданин уведомляется о переадресации обращения.

Направлять жалобу на рассмотрение в структуру или лицу, на которые жалуются, закон запрещает. И это радует.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дают письменный ответ по существу вопроса на письменное обращение в течение 30 дней со дня его регистрации. «В исключительных случаях» рассмотрение жалобы требует большего срока. Закон разрешает его продлить, но не больше чем на месяц. Гражданину обязаны об этом сообщить дополнительно.

Закон, кроме того, регулирует порядок личного приема граждан в государственных органах или органах местного самоуправления. В присутственных местах обязательно должна быть информация о днях, часах, месте приема, содержание устного обращения заносится в специальную карточку, а гражданину разъясняют, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица не только непосредственно работают с жалобами, но и контролируют этот процесс, анализируют и принимают меры «по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан». Другими словами, чтобы жалоб было меньше, для их появления не должно быть условий.

Наконец, по решению суда граждане имеют право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, если, рассматривая обращения, должностные лица или органы действовали незаконно или, напротив, бездействовали.

Жалуйтесь на здоровье, уважаемые читатели. А если новый закон пробуксовывает или вовсе не действует на территории Северодвинска, обращайтесь к нам, в редакцию. Будем разбираться вместе.

Людмила ГРИГОРЬЕВА