Вечерний Северодвинск
Номер от 14 декабря 2006 г.

Защита прав: нападение и оборона
Северодвинец отработал технологию возврата своих денег. Успешная защита своих прав перестает быть сенсацией. Россияне в целом и северодвинцы в частности перестали бояться судебных процессов и активно осваивают законодательную базу.

ХОТЯ ввязываться в юридическую рукопашную не всем по силам, есть случаи профессионального владения техникой защиты своих прав, которая перерастает в нападение. Например, во многих московских туристических компаниях хорошо знают и отказывают в обслуживании некой пожилой даме, регулярно отсуживающей у туроператоров солидные суммы за некачественное обслуживание.

Тем не менее многие горожане до сих пор не верят в возможность торжества справедливости. Случай, о котором мы расскажем, как раз из этой категории.

30 августа 2005 года северодвинец Павел Пшеничников купил в магазине «Ника» автомагнитолу. Причем, по словам продавцов магазина, магнитолу Пшеничникову привезли на заказ. Стоила она 11700 рублей. Гарантийный срок, определенный «Никой», составил 6 месяцев. А через восемь месяцев у проигрывателя обнаружились дефекты, в частности, не читались некоторые виды дисков.

Стоит сказать, что у Павла уже был аналогичный опыт судебного общения с фирмой-продавцом техники, поэтому вместе с претензией на качество и самой магнитолой он захватил в магазин свидетеля. Собственно отсюда и начинается основное шоу.

Как утверждает Павел и, само собой, его свидетель, во время осмотра магнитолы одна из продавщиц уронила ее. Пшеничников немедленно потребовал, чтобы продавец сделал отметку в письменной претензии о падении магнитолы по вине продавщицы. Понятное дело, продавец отказался. Тогда Павел, не теряясь, составил «акт» о произошедшем и тут же заверил его подписью независимого свидетеля.

Следующий шаг - заявление в суд о расторжении договора купли-продажи и о возмещении морального вреда, а также претензия в адрес директора «Ники» Дениса Гречкова. В письменном ответе сообщалось, что магнитола направляется на независимую экспертизу. Оплата экспертизы (2000 рублей) возлагалась на проигравшую сторону. Однако проверка, проведенная в Северодвинске, чьей-либо вины не определила, а потому и правота Пшеничникова директором не была признана.

По настоянию Пшеничникова была проведена повторная экспертиза. На этот раз в Архангельске, услуга обошлась уже в 4500 рублей. Результат был неожиданный – в микросхеме магнитолы обнаружились многочисленные следы некачественной пайки и лака, что наводило на мысль о том, что магнитола уже побывала в ремонте.

А поскольку следов вскрытия устройства самим потребителем эксперты не обнаружили, получалось, что аппарат пережил ремонт еще до продажи. Однако такой вывод не прозвучал, вина возлагалась на завод-изготовитель.

9 ноября 2006 года дело по иску Павла Пшеничникова было рассмотрено. По решению мирового судьи Ножниной директор «Ники» обязан выплатить Павлу 30 тысяч рублей – как прописано в документе – «в возмещение стоимости товара, убытков по кредиту, неустойки, морального вреда, расходов по оплате экспертизы, расходов по оплате доверенности, почтовых расходов, расходов по оплате представителя». Чистая победа покупателя, отстоявшего свои права.

С этой историй Павел пришел к нам. По его словам, он хотел поделиться опытом защиты своих прав и дать несколько практических советов, которые помогут многим горожанам избежать серьезных неприятностей:

1. Сверяйте гарантийный срок у продавца и изготовителя.

2. Не доверяйте проведение экспертизы продавцу. Если гарантийный срок истек, обратитесь к специалистам.

3. На сдачу товара и подачу претензии обязательно берите с собой свидетелей, сами не показывайте дефект, просто объясняйте словами.

4. Не ждите, что вам пойдут навстречу, будьте готовы защищать свои права.

Естественно, мы не могли оставить право голоса только за одной стороной. Директор «Ники» Денис Гречков прокомментировал ситуацию так:

- Какие цели преследовал Пшеничников, я не знаю, но аналогичный прецедент с его участием уже был. Фирма «Ника» старается не доводить дело до суда, четко определяя свои отношения с покупателем Гражданским кодексом РФ и законом о защите прав потребителей. Но в случае с Пшеничниковым мы пошли на принцип, защищая прежде всего свое имя.

Ситуация с заводским браком, конечно, неприятная. И мы не снимаем с себя ответственности за реализацию некачественного товара. Поэтому я ни в коей мере не оспариваю решение суда. Только кто из северодвинских предпринимателей станет следующей жертвой потребительского экстремизма?

В заключение скажем, что термин «потребительский экстремизм» впервые зазвучал в России в конце 90-х годов. Называя вещи своими именами, это злоупотребление своими правами и целенаправленное выискивание нарушений в отношениях потребителя и продавца. Даже минимальное несоответствие реальной ситуации букве закона может послужить поводом для иска. Закон в таких случаях на стороне покупателя.

Подходит ли наш случай под категорию потребительского экстремизма, определить непросто да и не стоит. Ведь в любом случае это полезный и практический пример грамотной борьбы за свои права. А это в современном мире дорогого стоит.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН