Вечерний Северодвинск
Номер от 14 декабря 2006 г.

Вячеслав Иванов: Без молодежи театр уснет!
Режиссер Котласского театра о режиссуре и диктатуре. Гастроли в наше время - дело хлопотное и затратное. Тем более приятно, что руководители провинциальных театров находят возможность познакомить соседей с творчеством друг друга.

В НАЧАЛЕ осени наши артисты с большим успехом выступили в Череповце, а совсем недавно на северодвинской сцене играли представители Котласского драматического театра, показавшие комедию «Фанатки» по пьесе Родиона Белецкого. Поставил спектакль художественный руководитель коллектива Вячеслав Иванов. В свое время он семь с половиной лет руководил нашей труппой и вот теперь перебрался на юг области, где работает с завидным успехом.

- Вячеслав Александрович, что в вашем понятии художественное руководство театром?

- Это и директор, и главный режиссер, и художественный руководитель - все в одном флаконе.

- Знаю, что в котласской труппе вы делаете большую ставку на молодежь...

- Да, не исключение в этом плане и «Фанатки». Светлана Раздрогова, Наталья Шибалова, Ольга Белых, Юлия Шевелева и Оксана Раздрогова - все они выпускницы Ярославского театрального института, за исключением Оксаны, которая еще продолжает учебу во втором потоке.

- Учились заочно?

- Да, играли в спектаклях, а дважды в год к нам приезжали педагоги из Ярославля, читали лекции, вели мастерство - все по полной программе. Так что дипломы у ребят полновесные, международного образца, дающие им право играть на любой сцене Европы.

- Как обозначена специальность?

- Да как и везде - «Артист театра и кино».

- Вячеслав Александрович, я только сегодня прочел пьесу. Там во втором акте одна из героинь на пару секунд предстает перед зрителем совершенно обнаженной. Как это решено у вас?

- Я нашел интересный режиссерский ход, позволивший избежать «стриптиза». У меня актрисы целомудренные. Так что не ждите, обнаженной натуры не будет. Побережем зрительские нервы.

- Знаю, что в некотором роде Котласский театр сейчас в репертуарном фаворе. Как художественный руководитель, каким образом вы определяете репертуарную политику театра? Что для вас превалирует - современная драматургия, классика, ретро? Или театр постоянно экспериментирует?

- Признаюсь, для экспериментов у меня времени нет. Выпускать в год 12 премьер - это, согласитесь, очень серьезно. Наш рабочий период всего шесть месяцев. С января до середины мая и с середины сентября до конца декабря. Главным при выборе той или иной пьесы остается соответствие труппы перечню действующих лиц. И второе - хороший драматургический материал, будь то классика или современность. Хороших произведений становится все меньше.

- Режиссура изначально является диктатурой, когда один человек диктует волю коллективу. Бывают ли случаи отторжения со стороны актеров, когда им что-то неудобно - трактовка, мизансцена или пьеса в целом?

- Бывают, но редко. Мы уже стали людьми одной крови, говорящими на общем языке. С молодежью у меня проблем нет. Знают: получил роль, будь любезен ее полюбить, даже если она сначала тебе чем-то не нравится. Что касается старшего поколения, то особых разногласий и трений тоже не возникает.

- Вячеслав Александрович, наш Северодвинский театр и ваш Котласский во многом схожи, хотя бы потому, что они про-вин-ци-аль-ные. А вот разница между нами в том, что в Северодвинске нет главного режиссера. Вы признались, что вы хоть и худрук, но и главреж в одном флаконе. С точки зрения вашего опыта, отсутствие «главного» - зло или благо?

- Главный режиссер, конечно, необходим. Он подбирает репертуар, формирует труппу, следит за тем, что происходит в творческом процессе того или иного актера. То есть глаз должен быть родной. Беда разовых постановщиков в том, что они приехали на какое-то время, сдали постановку, срубили деньги - и чао, ребята! А спектакль остается бесхозным, за ним никто не следит. Но обязательно должен быть человек, которому небезразлично качество «продукции», предлагаемой зрителю. И если по тем или иным причинам в спектакль требуется ввод нового актера, то это надо делать профессионально. Если же «главного» нет, то обязательно должен быть человек, который, повторюсь, определяет репертуарную политику и творческое состояние труппы в своем театре.

- И вероятно, планирует перспективу профессионального роста каждого из актеров?

- Разумеется. Будущее театра за молодежью. Не будет прилива свежей крови, театр закрывать не надо, он самостоятельно «закроет глазки» и тихо уснет. Театр - живой организм. Все мы рождаемся, расцветаем, вступаем в пору зрелости, переходим в старость и умираем. От этого еще никому не удавалось уйти.

- Вячеслав Александрович, не хотелось бы заканчивать встречу на такой минорной ноте. Какими вам вспоминаются годы работы в Северодвинске? Вы ушли с обидой?

- Вовсе нет, просто так сложилась жизнь. Здесь у меня осталось много друзей, но и в Котласе мне совсем не плохо.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ