Вечерний Северодвинск
Номер от 14 декабря 2006 г.

Владимир Иванов, председатель Горсовета: Мы не даем чиновникам расслабиться
Об истории и дне сегодняшнем

- Мы отмечаем 10-летие местного самоуправления Северодвинска, а ведь история нашей власти берет отсчет с 25 декабря 1939 года, когда были проведены первые выборы в городской совет Молотовска. Совет работал до 29 октября 1993 года, когда постановлением администрации Архангельской области он был упразднен и распущен. После чего три года управлением города занималась администрация.

В июне 1996 года на местном референдуме был принят устав Северодвинска, и в соответствии с ним всенародным голосованием были избраны мэр города и депутаты муниципального Совета. С этого момента и идет история существования муниципального Совета, который в 2006 году был переименован в городской.

Совету первого и второго созывов работать было достаточно сложно, так как не было четкого разделения власти на исполнительную и законодательную. В уставе города и федеральных законах черным по белому значилось, что муниципальный Совет должен контролировать деятельность администрации и высшего должностного лица города – мэра. В то же время существовал закон, по которому глава муниципального образования являлся и руководителем муниципального Совета. Председательствуя на заседаниях Совета, мэр города имел непосредственное влияние на принятие того или иного решения. Он был членом муниципального Совета с решающим голосом. Власть в городе была в одних руках.

О стереотипах

К сожалению, у горожан все еще нет четкого представления о разделении представительной и исполнительной власти. До сих пор в нашей стране действует стереотип восприятия Совета депутатов еще на уровне прошлого века, когда горисполком был «два в одном». Он решал все вопросы, касающиеся жизнедеятельности города, и в то же время сам принимал нормативные акты. Сегодня закон четко разделил полномочия. Совет создает нормативные условия для работы администрации, которая, руководствуясь этими актами, должна управлять городским хозяйством и решать социальные вопросы. А многим еще до сих пор кажется, что горсовет должен дать команду и тут же все сразу решится.

О федеральных законах

Беда в том, что принимаемые на федеральном уровне законы в ряде случаев органам местного самоуправления никакой пользы не приносят. Даются полномочия, которые никак финансово не подкрепляются. Вот так и получается, что на строительство жилья денег нет, на строительство дорог – нет. А те средства, которые в муниципальных образованиях собираются на эти цели, уходят в область и в Федерацию.

Сейчас мы не можем устанавливать местные налоги. У нас забрали ряд полномочий по регулированию тарифов. Получается абсурдная ситуация: пассажирское предприятие - муниципальное, а тарифы за его перевозки устанавливает область; люди живут у нас в городе, а тарифы на коммунальные услуги тоже область утверждает. Какое же мы местное самоуправление после этого? Власть тогда сильна, когда она имеет и мощную экономическую основу, одними только лозунгами ничего не сделаешь.

О главном

И раньше, и сейчас главной задачей для нас является конструктивная работа с администрацией на благо города и горожан. Мы обязаны услышать друг друга и договориться.

Если администрация работает по утвержденным программам, планам, то для депутата на сегодняшний день основным является мнение его избирателя. И конечно, неустанно контролируя работу чиновников, депутат не дает им расслабиться. Кому-то это может не нравиться, но такой механизм на самом деле очень действенен.