Вечерний Северодвинск
Номер от 14 декабря 2006 г.

Впереди России всей
15 лет назад в Северодвинске был избран первый мэр - Валерий Лысков

В 1991-м первые выборы мэров с благословения президента Бориса Ельцина проводились лишь в трех российских городах. В Москве, в Санкт-Петербурге и... в Северодвинске.

Кто бы мог предвидеть, что для всенародно избранного Валерия Игнатьевича это станет трагическим выбором. Я помню гнетущую тишину в кабинете Лыскова 19 августа того же 1991 года, когда мы узнали о состоявшемся в стране путче. Требовались мужество и вера в демократическое будущее России, чтобы решительно заявить: «Я не подчиняюсь ГКЧП...» Он не призывал поддержать Ельцина, полагая, что те, кто работал с ним, вольны в выборе.

А новый, 1992 год начался с либерализации цен. Когда ржаной хлеб стал стоить не 52 копейки, а 40 рублей, молоко в одночасье подорожало в 124 раза!

Северодвинск - один из первых городов в регионе, где президентский указ о «коммерциализации» торговли был поддержан безоговорочно. Не сделай Валерий Лысков этого, продовольственное обеспечение горожан могло быть просто парализовано.

Он пришел к власти воистину в эпоху перемен, чего, по китайской мудрости, желать можно только врагу своему. Сослагательные наклонения неуместны, когда оцениваешь короткий путь Валерия Лыскова во власти. Ломка советских принципов планового ведения хозяйства, ущемление «вольницы» тех, от кого зависело распределение «дефицитов», безусловно, было смелым шагом к появлению свободного рынка товаров и услуг. Одновременно это множило и число врагов, с кем Валерий Лысков не считал нужным договариваться.

Потом был судебный процесс. Обвинения «по делу Лыскова» для независимых юристов казались до смешного надуманными. В частности, стоило ли всерьез говорить о кофемолке, которую мэр якобы получил в виде «взятки». Процесс явно разваливался. И чем бы все закончилось, если б не трагическая весть о смерти? Валерий Лысков умер в тюремной камере в Архангельске. Официально - от сердечной недостаточности. На этом основании было прекращено и уголовное преследование первого северодвинского мэра.

На пересмотре дела Лыскова никто не настаивал. Говорилось о сильном давлении на свидетелей, что ничего уже исправить нельзя. Во время прощания с Валерием Игнатьевичем на Яграх, где он жил, был устроен митинг. Люди прощались с городским головой, не скрывая слез.

Василий РАШЕВ