Вечерний Северодвинск
Номер от 7 декабря 2006 г.

Ядовитые обломки
Космические аппараты засорили гептилом поморскую землю

В Архангельском государственном техническом университете состоялась конференция с серьезным названием «О проблемах ракетно-космической деятельности». Но всерьез говорить о работе самого закрытого учреждения области – космодрома Плесецк - не приходится.

СОБРАВШИЕСЯ услышали бодрые отчетные доклады от администрации области и представителя из Плесецка, суть которых свелась к тому, что региону повезло: подразделение Космических войск не только ракеты запускает, но и картошку местную ест, молоко пьет, работу людям в округе дает. Самое успокаивающее заявление сделал заместитель начальника космодрома Александр Иванов. «Космодром не является крупным источником загрязнения, - сказал он, - куда больше экологической грязи от ТЭЦ и целлюлозно-бумажных комбинатов. А к 2015 году весь парк ракетоносителей космодрома «Плесецк» будет работать на экологически безопасных компонентах топлива: кислороде и жидком керосине».

Как говорится, поживем - увидим. Пока космические аппараты продолжают сеять гептил на поморской земле, до сих пор неизвестна причина смерти рыбаков на озере Сюрзи, находящегося в районе падения обломков ракет, хотя подозрения пали в первую очередь именно на это ядовитейшее вещество.

- Гептил быстро испаряется, и буквально через час его определить уже невозможно теми способами, которые сейчас существуют, - говорит заведующий кафедрой теоретической и прикладной химии АГТУ, профессор Константин Боголицын. Он сообщил, что университет выиграл грант Министерства образования и науки на разработку методов аналитического контроля гептила и его производных в объектах окружающей среды. Правда, он посетовал, что двух миллионов рублей (таков размер гранта) маловато, чтобы приобрести оборудование, которое стоит порядка 15 миллионов рублей.

Согласно федеральной программе развития космодрома, в ближайшие годы произойдет постепенное сворачивание деятельности на Байконуре и перевод всех запусков в Плесецк. Как известно, Россия ежегодно перечисляет Казахстану за аренду Байконура 115 миллионов долларов. Плесецк по договору с администрацией области должен пополнять местную казну экологическими платежами за предоставление земли под падение отделяющихся частей ракет. Но космодром не перечислил ни копейки. Военные традиционно отделываются посылом – это не коммерческие запуски, а в интересах обороны страны. А какая разница для людей, проживающих в местах падения ядовитых обломков?