Вечерний Северодвинск
Номер от 30 ноября 2006 г.

Джаз, побеждающий попкорн
Тим Дорофеев халтуры в музыке не терпит. Неудачных выступлений у «New Blues Band» не бывает, каждый концерт неизменно превращается в праздник для музыкантов и главное - для нас, зрителей и слушателей.

А НАЧИНАЛОСЬ все в апреле 2004 года, когда на сцену Северодвинского театрального кафе вышли шестеро архангельских музыкантов для своего первого совместного выступления. Части головоломки идеально совпали, с тех пор проект «New Blues Band» - желанный гость на любом джазовом концерте.

Лидер коллектива - Тим Дорофеев давно зарекомендовал себя как один из самых смелых музыкантов нашего музыкального авангарда. Эксперименты его не пугают, наоборот, вся его музыкальная карьера - одна сплошная импровизация. Вот и этот разговор состоялся после очередного заседания «Джаз-мастерской» в областном музее изобразительного искусства. Сам Тим считает эти встречи, проходящие каждую неделю, своеобразным мини-фестивалем, идущим в течение целого года.

- Тим, сегодня на концерт пришло совсем немного зрителей. Вас это не расстраивает?

- Нисколько. На открытии сезона зал был переполнен, очень многие просто не смогли купить билет. Сегодня зрителей меньше, но это вовсе не показатель зрительской любви.

- Тимофей Аркадьевич, вы - взрослый человек, а большинство знакомых называет вас Тимом.

- И замечательно, меня вполне устраивает имя Тим, именно так меня впервые представил Владимир Резицкий на одном из выступлений. Он почти каждый раз произносил мое имя по-новому, а прижилось именно это. Значит, не зря.

- Резицкий - эпоха в истории архангельского джаза, а в вашей жизни?

- И учитель, и друг, и собрат по сцене. Последние семь лет я всегда участвовал в его проектах, иногда мы даже играли дуэтом. У него я прошел очень серьезную школу музыки и жизни. Но у меня всегда была масса своих проектов, постоянный поиск новых форм и жанров.

- На «Джаз-мастерскую» вы приглашаете и музыкантов, и писателей, и художников. А на что в целом ориентирована ваша деятельность?

- На развитие прогрессивной культурной аудитории. Особенно на развитие молодежи, занятой творчеством, но не имеющей возможности реализовать себя, например, найти площадку для выступления. Именно среди них воспитываются новые звезды.

- Вам сорок пять лет, 30 из них отдано музыке. За это время многие музыканты успевали очень высоко взлететь, некоторые, правда, успевали и упасть.

- Действительно, есть два пути для музыканта. Первый - прорываться в Москву, свои проекты продвигать. Второй - творить здесь, развивать свой регион. Причем необходимо заниматься не только самим творчеством, но и организацией. Хотя этот путь легким не назовешь, но кто-то должен идти по нему.

- У вас есть совершенно разные проекты. «Восток-Север», объединяющий две культурные традиции, собственный коллектив «New Blues Band»...

- Это - дань любви к блюзу. Я его очень люблю, но не всегда мог его играть. Теперь же не только его играю, но и готовлю блюзовый фестиваль в Архангельске.

- Как приживается исконно американская музыка на Севере?

- Никто не спорит, блюз - «черная музыка», но его экспрессия близка нам, и мы его играем со своими северными ладами, но по законам жанра. Вполне можно сказать, что мы играем северный блюз, это не будет преувеличением.

- Блюзовое настроение - печаль - вам свойственно по жизни?

- Еще о блюзе говорят - смех сквозь слезы. Мне больше подходит эта формулировка. Да и вообще нас в России спасает юмор.

- Поколение попкорна не убьет джаз и блюз?

- Конечно, нет. Мы просто привыкли, что нас постоянно кто-то ведет, слишком доверчивы и несамостоятельны. Пора идти самим. Мы должны быть личностями, а не существами, зомбированными телевизором. Не надо забывать не только о настоящей музыке, но и о живописи, о книгах. Да, поколение попкорна есть. Но есть и люди, которым необходимо живое творчество. Я стараюсь им помочь.

- Бывает так, что хочется бросить все и заняться, наконец, зарабатыванием денег?

- Я всегда заболеваю после крупных и серьезных мероприятий. Но это нормальная реакция организма. Если ты взялся за дело - нужен результат, и значит, ты обязан отдать всего себя, независимо от настроения. А минутные слабости бывают у всех.

- Остается ли время на что-то еще, кроме музыки?

- Я никогда не забываю о семье, и в любой момент нахожу в ней поддержку и помощь.

- Никогда не хотелось поиграть коммерческую музыку или музыку для рекламы, например?

- Я писал музыку для рекламы, но и к ней тоже можно подойти творчески, скучно ведь играть одно и тоже. Я вообще не против коммерческой музыки, я против халтуры в музыке. Надо быть честным, нужно верить в то, что играешь. Поэтому я иногда могу быть довольно строг с музыкантами. Хотя чаще я стараюсь их беречь, сами понимаете, обидеть художника просто.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН