Вечерний Северодвинск
Номер от 30 ноября 2006 г.

Пробег Америка – Россия
Российским образованием нужно гордиться. В интервью «Зачем крокодил несет яйца» («Вечерка» №47) Евгений Сабуров, научный руководитель Федерального института развития образования, эмоционально разоблачает изъяны отечественной системы образования, перегружающей головы детей излишними знаниями, и противопоставляет ей американскую как более прогрессивную и рациональную.

Но «большое видится на расстоянии». И бывшая северодвинка Оксана, имеющая два педагогических образования и несколько лет отработавшая в одной из городских школ, а теперь волею судеб оказавшаяся за океаном, на американскую систему народного образования смотрит иначе.

«Я горжусь тем, что училась в России. Сейчас многие сетуют на то, что наши школьники перегружены ненужной информацией. Но когда я посмотрела учебные материалы американских школ, мне стало смешно. Тонюсенькие книжечки, нет, скорее даже тетрадки с цветными картинками большого формата. И это не для начальной школы, а для старшеклассников! Например, на уроках английского языка вполне нормальные подростки 15-16 лет выполняют задание: найти в тексте, рассказывающем о каком-либо европейском городе, глаголы, помогающие его описать, в то время как в России их сверстники на уроках родного языка пишут развернутые сочинения!

Нет, элементарные знания по всем предметам общеобразовательной школьной программы иметь все-таки надо. Хотя бы для того, чтобы не походить на американку, которая на полном серьезе спросила меня: «За сколько дней из Америки можно добраться до России на машине»?

Несколько лет назад Джордж Буш ввел программу «Ни один ребенок без внимания». В итоге учителя работают в основном со слабыми учениками, «разжевывая» им материал. А умным и сообразительным ребятам неинтересно слушать одно и то же, их родители бьют тревогу. Но учителей и администрацию школы это не волнует – им важнее выполнять государственную программу.

Неудивительно, что при поступлении в высшие учебные заведения лучшие результаты показывают те, кто был на домашнем обучении. Но и тут есть свои изъяны. В России дети обучаются дома лишь по медицинским показаниям. Здесь же – по желанию родителей. У наших соседей сын один год обучался дома – в выпускном классе. Ни родители, ни учителя ему ничего не объясняли. Школа только предоставляла видеокассеты с уроками, в которых Гленн разбирался самостоятельно. Письменные работы приносил на проверку учителю. Устные задания у него никто не проверял.

Но образование в Америке ценится высоко. Бизнесмен, у которого нам с мужем пришлось делать покупки, узнав о том, что мои мама и папа не имеют высшего образования, начал разговаривать со мной с оттенком легкого пренебрежения. Но тотчас же изменил свое отношение, услышав, что сама я окончила университет».

Письмо из-за океана читала Марина СЕРЕБРЯКОВА