Вечерний Северодвинск
Номер от 23 ноября 2006 г.

Зачем крокодил несет яйца?
На этот забавный вопрос ответить могут многие. А вот зачем нам это знать? Научный руководитель Федерального института развития образования Евгений Федорович Сабуров удивляется тому, как много ненужных знаний дает школьникам основное образование…

- О НЕОБХОДИМОСТИ реформы образования говорят уже давно. Но в чем, на ваш взгляд, заключается основная проблема?

- Наша образовательная цепочка обзавелась пустыми звеньями. Сначала дети получают дошкольное образование: сады, предшкола. Подготовительные классы, возможно, имеют смысл, потому что в первые классы приходят ребята из семей, где с ними занимались, и дети из неблагополучных семей. В итоге первые получают урок лени, а вторые зарабатывают на всю жизнь клеймо дураков. Это очень тяжелая травма, которую предшкола смягчает.

Затем следующая ступень - начальная школа. Она является, по мнению специалистов, самым эффективным звеном образования. Дети хотят стать взрослыми, освоить чтение и письмо, счет, у них есть мотивация. Они также учатся общаться между собой.

За средней школой следует старшая, в которой тоже есть мотивация у ребят, они же хотят куда-то поступать или пойти работать. А вот чем мотивируют необходимость обучения в средней школе? Есть еще одна проблема здесь: мальчик и девочка в период полового созревания. Весна, птички, а они сидят 45 минут за одной партой – это же просто тюрьма! Никуда не двинься, сиди тихо, по струнке, абсолютно непонятно зачем. Заведующий кафедрой математической логики нашего мехмата Владимир Андреевич Успенский не перестает удивляться: «Зачем я на всю жизнь запомнил, что крокодил несет яйца?». В средней школе головы детей забивают массой ненужных сведений, которые рассчитаны именно на зубрежку. Если кто по биологии пойдет, пускай знает, что крокодил несет яйца. Вот Владимиру Андреевичу это совершенно не пригодилось. Ему уже за 70, видимо, не пригодится и дальше...

- И какой выход предлагает министерство образования?

- Есть предложение сделать начальную школу пятилеткой. Тут ведь еще нужно рассматривать аргумент сельских школ – в глубинке не сделать хорошую полную школу. А отрывать детей в раннем возрасте от родителей нельзя, это равнозначно производству криминалитета.

Те же самые американцы расширили начальную школу до шестого класса. Они учат не спеша – дети проходят курс начальной школы с играми, со всякими делами, которые мы бы назвали «тимуровской» работой. В западном классе обязательно должен быть инвалид. А знаете, почему нельзя, чтобы у нас в обычном классе учился нестандартный ребенок?

- Затравят?

- Вы плохо думаете о детях. А вот родители срочно начнут писать директору: «Уберите этого урода, чтобы мои дети не смотрели на него» (и это мнение руководителей многих школ, которых я опрашивал).

- Говоря о реформе, невозможно не упомянуть о ЕГЭ. Вы относитесь к лагерю сторонников единого госэкзамена?

- Не сказал бы. Но необходимость в нем вижу. Аттестат об окончании школы не дает права поступления в вуз, так ведь? Вуз не признает образование, полученное в школе, значит, у нас образовательная цепочка рвется. А если где-то в системе есть дыра, то она быстро заполняется. Возникают три института: белый, серый и черный. Подготовительные курсы – это белый институт, репетиторство – серый, ну а содержание черного никому объяснять не надо.

Попытку ликвидировать пробел, которую предприняло министерство, все называют ЕГЭ. Он шел очень тяжело, были допущены тяжелые ошибки из-за отсутствия опыта тестирования в нашей стране. Например, американцы, которые приезжали и смотрели систему ЕГЭ, говорили: «Понимаете, существует три очень разных метода тестирования. Первый - на усвоение знаний, второй - на возможность продолжения учебы в дальнейшем, и, наконец, третий тест - оценка самого учебного заведения». У нас попытались в ЕГЭ ответить сразу на все три вопроса, это невозможно. Поэтому ЕГЭ у нас некий «тяни-толкай», издевательств полно. Вот замечательный учитель литературы Сергей Волков сказал мне, что он увидел в каком-то варианте теста по литературе вопрос: «На каком плече была родинка у Элен?» Варианты ответов: «на правом», «на левом», «на обоих», «на обеих»…

- Но многие выпускники не могут ответить даже на самый простой вопрос…

- Допустим, к ЕГЭ по математике у меня лично очень большие претензии. Я его не видел, а сидел на каком-то совещании, мне дали там три ступени: a, b, c. Вот где-то за 40 минут (а я больше сорока лет не решал задачи из элементарной математики) стало сразу все ясно. Я говорю Болотову, руководителю службы надзора за образованием: «То, что ты делаешь, это вообще уже…» А он отвечает: «Ты знаешь, что 20% вообще не могут справиться ни с одной задачей?»

Уровень подготовки, конечно, низкий... Беды нашей школы во многом проистекают из того, что она не приспособлена для такого количества старшеклассников. Раньше только треть ребят шла в старшие классы, в вузы – 7%. Уровень не упал, но подтягивание детей, которые раньше не учились в старших классах, естественно, резко снизило средний показатель.

Еще есть проблема кадров. В высшем образовании, особенно на технических специальностях, учить можно только тому, что знаешь сам, технологиям, которые знаешь сам. Так и преподают люди, технологии которых устарели уже 15 лет назад. Сейчас в вузах научной работы не проводится, только 20% преподавателей занимаются ею. Но если профессор не занимается научной работой, то это ПТУ, а не вуз.

- Подведем итог. Образовательная цепочка нарушена, не отработана методика ЕГЭ…

- Волнует вот еще что. Мне кажется, что начинает возникать пробел при переходе из начальной школы в основную. Появление гимназий, лицеев, конкурсов при приеме, когда начинают отбирать детей не всегда по способностям, меня настораживает.

Гороно Перми сделал городское тестирование детей при переходе из начальной школы в среднюю. Меня вызвали туда как эксперта, чтобы остановить драку, которая началась между директорами школ. Так вот, когда я сходил с трапа самолета, уже встречали два директора лицеев, которые тут же начали убеждать, что это безобразие, что они теперь сами не могут набирать учеников. А один заявил откровенно: «У меня будут проблемы с транспортом, если я не приму ребенка директора транспортного предприятия». И я прекрасно понимаю, что он честнейший человек и вовсе не взяточник. А у него действительно будут проблемы, потому что школа решает эти проблемы через родителей. Надо понимать, что образование нам должно формировать элиту, но не по деньгам родителей, не по происхождению. Образование всегда было социальным лифтом, чтобы мальчик из плохой и бедной семьи мог стать академиком, если захочет. А не захочет – пускай станет миллионером.

- И когда же реформа завершится?

- Никогда. Реформа образования никогда и нигде не заканчивается. Образование – это такая система, которая должна находиться в состоянии реформы постоянно. Если бы это было не так, мы бы из пещер не вышли. Но насчет образования я хочу сказать, что в европейской хартии написаны следующие слова: «Если что-то плохо в образовании, то это вина не образования, а вина общества».

Беседовала Ирина БАГРИЧ