Вечерний Северодвинск
Номер от 23 ноября 2006 г.

Американец из Вологды
Обожает балалайку и не любит Джорджа Буша. Один за всех, и больше никого - именно так и выглядит выступление американской группы «Zeerok». Однако количество музыкантов с лихвой окупается виртуозной игрой гитариста Евгения Колыханова. Зрители фестиваля «Беломор-Буги», состоявшегося в минувшие выходные в Архангельске, оценили мастерство специального гостя сполна.

ФАКТИЧЕСКИ «Zeerok» - это и есть Евгений. Его манера игры, когда один человек одновременно ведет три разные гитарные партии и при этом умудряется петь, поразила даже видавших виды американцев. Конечно, без технической поддержки тут не обойтись, но ни о какой фонограмме и речи быть не может. Слишком уж неожиданны бывают аранжировки и импровизации гитариста.

Половину нашего разговора Евгений настраивал принесенную ему на выступление балалайку, которую без шуток называет своим любимым инструментом. Как-никак, а вологодские корни рок-легенды дают о себе знать.

- Евгений, какими путями ты дошел от Вологды до Америки?

- Путями музыкальными, но началось все с вологодского театра драмы, где я работал монтировщиком. Сцена меня всегда манила, аж до дрожи в костях, и, видимо, это было сильно заметно. В результате меня пригласили на роль в каком-то детском спектакле. Очень понравилось.

Потом я поступил в музыкальное училище в Вологде, немного позже перевелся в Череповец. Но театр еще раз появился в моей жизни уже в Москве. Я писал музыку для спектаклей студии «Арлекин» при театре «Современник». Поработал таким образом над четырьмя постановками. Кстати, одна из них - «Гамлет».

- Прямо мечта для любого театрального деятеля.

- Конечно. Попутно я играл в разных группах, прежде всего в команде «Тихий час». Именно на ее выступлении я познакомился с американцами. Они и пригласили съездить в США, познакомиться с их страной.

- То есть это не было бегство от «совка», цензуры и творческой несвободы?

- Нет, это была просто туристическая поездка. Мне было 22 года, и в 1989 году Америка показалась мне роскошной страной. В результате я решил остаться там.

- И что же в Америке такого, чего здесь нет?

- Именно там я нашел себя, реализовался как музыкант. Я никогда не хотел становиться настоящим американцем и чувствую себя вполне на своем месте, когда говорю с акцентом, играю именно свою музыку. Кроме того, в конце восьмидесятых я не нашел бы своего слушателя в России.

- А как была создана та уникальная манера игры нескольких партий одновременно, которая и прославила твою группу?

- Все очень просто: однажды мой басист не смог прийти на концерт. Я пригласил другого, мы порепетировали, все получалось хорошо. Но он запросил за концерт 150 долларов. И я ему сказал, что, наверное, позвоню позже, в Америке это значит - нет. Вот так и пришлось научиться играть сразу за двоих.

- Ты пишешь песни на русском языке. Как традиция русского рока и вообще русской поэзии сочетается с традицией западной музыки?

- Сложный вопрос. Я и сам толком не знаю, но как-то все смешалось и получилось нечто новое и интересное.

- В наших странах большая часть теле- и радиоэфира куплена, на экранах постоянно одни и те же лица. Часто талантливые начинания просто не могут дойти до аудитории. Как думаешь, это пройдет?

- Хотелось бы надеяться. Но и сейчас есть отдушина - Интернет, некоммерческие радиостанции. На самом деле коммерция никогда не сможет убить творчество.

- Ты участвовал в проектах, довольно резко выступавших против политики США. Так ли свободно можно исполнять там подобные «непатриотичные» вещи?

- Довольно свободно, на самом деле, главное - в разумных пределах.

- Я так понял, что рядовые американцы сейчас также не поддерживают милитаристские настроения своей власти, как и во времена Вьетнамской войны.

- Да, но Вьетнам все же произошел. Это в очередной раз доказывает, что решения принимают те, у кого есть власть и оружие. Народ ничего не решает. Но ты знаешь, если из-за этого переживать... Я стараюсь этого не делать. Но сейчас у нас появился шанс на изменения - победа демократов пока радует, посмотрим, что будет дальше. А иначе нормально жить было уже просто невозможно.

- Ты называешь себя русским, сочиняешь песни на русском языке, играешь на балалайке. Извини за мрачный вопрос: а где бы ты хотел быть похоронен?

- В Вологде или Архангельске. Здесь у меня очень много родни. Но точно в России.

- Напоследок вернемся к музыке. У нас тоже очень много музыкантов, мечтающих выйти на большую сцену. Что ты можешь им посоветовать?

- Постоянно куда-то выбираться - на фестивали, на концерты, рассылать свои записи. Иначе вас просто не заметят среди тысяч таких же талантливых людей. Но при этом и играть нужно уметь, иначе обращать внимание будет просто не на что.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН