Вечерний Северодвинск
Номер от 9 ноября 2006 г.

«Тайга» не сразу строилась
В начале ноября исполняется двадцать пять лет с момента создания при СПО «Арктика» садоводческого товарищества «Тайга». Сегодня, глядя на этот ухоженный и вполне цивилизованный островок посреди леса, понимаешь, каких фантастических усилий это стоило.

БОЛОТИСТАЯ местность, которую местами «украшал» хилый лес, а также бывшие выработки торфа – ямы глубиной два-три метра, заполненные водой, - такими предстали перед первыми садоводами «Тайги» их «владения» в 1981 году.

Первым председателем товарищества стал Валерий Гауптман. Долгие годы его заместителями были Станислав Гладких и Валерий Гришин. Эти люди не за страх, а за совесть решали все проблемы. Большую помощь оказывало предприятие: главный инженер Анатолий Шулико, начальник ЭМО Виктор Дробин, начальник 6-го цеха Александр Бугаев, а также руководители многих других цехов и отделов участвовали в работе правления.

- Сегодня трудно вспомнить абсолютно всех, кто помогал «Тайге», - говорит Валерий Гауптман.

За дело взялись энергично. Главная проблема состояла в отсутствии дорог.

– Нам удалось приобрести три трактора (один новый, два собирали по частям), экскаватор и новый самосвал, - рассказывает Валерий Гауптман. – На территории были участки, где тонули болотные тракторы. Поэтому, когда появилась возможность получить на время специальный болотный экскаватор, мы сделали все возможное, чтобы использовать его по максимуму. Два экскаваторщика, сменяя друг друга, две недели не глушили машину. Мы привозили им еду прямо на рабочее место, и за короткий срок они смогли выполнить огромный объем работ по мелиорации территории. Не хватало топлива. Однажды к нам приехала съемочная группа программы «Наш сад» Центрального телевидения. К тому времени вышло постановление ЦК КПСС о выделении топлива специально для садоводческих товариществ, но на местах ничего к лучшему не изменилось. Удивительно, но мой ответ на вопрос корреспондента: «Если бы я мог заправлять машины решениями ЦК, то этих проблем бы не было» показали на всю страну, и оргвыводов после этого не последовало!

Еще одна проблема на первых порах была связана с доставкой в товарищество людей. Автобусы тогда ходили только по кудемскому маршруту, и городские власти были категорически против организации еще одного.

- Одним из главных условий было наличие автобусных остановок. Наши заявления о том, что по кудемской трассе для автобусов за много лет остановки так и не были сделаны, оставались незамеченными, - рассказывает Валерий Гауптман.

И городские власти были очень удивлены, когда через некоторое время «таежники» смогли построить остановки по всем правилам и даже согласовать их в ГАИ. И в конце концов победа осталась за товариществом, 103-й маршрут начал ходить в «Тайгу»!

Наилучших результатов стремились достичь и в садоводстве.

- С первых сезонов мы стали завозить сортовой посадочный материал, - рассказывает Валерий Анатольевич. – Каждую весну мы собирали заявки, затем, учитывая потребности, закупали в вологодском совхозе «Майский» и привозили саженцы. Главным было не засорять слабыми и больными растениями участки, давшиеся с таким трудом. Так в «Тайге» появились хорошие сорта малины и смородины, невежинской рябины и ирги и даже яблони, все это растет и плодоносит в наших условиях.

Но, пожалуй, главным общим достижением в садоводческой деятельности можно считать сбор ягод для детского дома «Олененок», говорит Гауптман. С 1986 года члены товарищества ежегодно собирали для детишек полтонны клубники. Те, у кого клубники не было, пытались передать овощи, зелень.

- Главное, что именно так, объединяя усилия и направляя их на благое дело, мы сами становились лучше, - убежден Валерий Анатольевич.

А еще за одиннадцать лет были отсыпаны десятки километров центральных и уличных дорог, построены мостовые переходы в «Тайгу-1», «Тайгу-2» и «Тайгу-3», проложены десятки километров линий электропередач. В кооперативах установлены водоразборные колонки – беспрецедентный случай для садоводческих товариществ области!

И сегодня «Тайга» продолжает оставаться одним из лучших и самых благоустроенных СНТ в регионе.

Алексей НОВИКОВ