Вечерний Северодвинск
Номер от 9 ноября 2006 г.

Наш Василий Иванович сплеча не рубит
«Вечерка» поздравляет экс-председателя с 60-летием!

Василий Иванович. Имя-отчество это у меня с двумя фамилиями связано: Чапаев и Уваров. С героем Гражданской войны все понятно. Почему бывший председатель комитета ЖКХ, транспорта и связи мэрии так прочно в памяти остался? У журналистов свой рейтинг чиновников. Первые строчки его надолго занимают те, кто не закрывает перед газетчиком (значит, и перед читателем) дверь своего кабинета, кто не скажет по телефону: позвоните через час, а лучше послезавтра и через пресс-службу. Если Василий Иванович Уваров поднимал трубку, можно было вздохнуть облегченно: информация уже в кармане. Без лишних слов и только по делу.

«Он знает в городе каждый дом», - говорили про него громко. И гораздо тише, когда покинул пост: «ушли» такого специалиста…

Человек дела

«Никто не предлагал уволиться»

Сегодня у меня задача посложнее: сделать так, чтобы Василий Иванович Уваров как раз что-нибудь «лишнее» сказал про жизнь, про себя и про город.

- Василий Иванович, как жизнь?

- Хорошая. Вчера полгода исполнилось, как возглавил агентство страховой компании «Согласие». Предложение это было очень неожиданным. Всю жизнь на хозяйственных должностях, а тут… И тут тоже очень интересно.

- Если не секрет, почему оставили любимые отрасли?

- Некоторые пишут и говорят, что из-за разногласий с руководством города. Конечно, они были. Но никто мне не предлагал уволиться. Главная причина – планировал переехать в другой регион. Но съездил в длительный отпуск в родную Воронежскую область и понял, что тянет в Северодвинск.

- А родина наверняка хороша…

- В красивейшем месте стоит мое село Первоникольское, в долине, в ста километрах от знаменитой станицы Вешенская. Но, выходит, все прелести того края не идут в сравнение с удовлетворением, которое получаешь от работы, от людей, которые тебя понимают.

- Северодвинск быстро поняли?

- Он мне понравился в самый первый день, 3 августа 1971 года. Хотя погода тогда стояла как в глубокую осень: тучи низкие, холодно, сыро. Чистота города впечатлила.

- И представить не могли, что лично вам придется за нее отвечать. А тогда впервые на улицу Северодвинска ступила нога…

- Нога выпускника Московского автомобильно-дорожного института в военном сапоге. Для прохождения службы был отправлен в инженерно-строительные войска. Строили мы жилье для Беломорской базы, гостиницу «Беломорье»… Погоны снял, потому что не военный я по сути своей человек. Работал механиком, замруководителя ПАТП, в секторе обеспечения безопасности дорожного движения двадцатого цеха Севмаша, после чего пригласили в Беломорский райисполком зампредседателя. Тогда познакомился с ЖКХ и полюбил его. Семнадцать с половиной лет отвечал за городское хозяйство.

За что и страдал…

- Личное счастье тоже здесь нашли?

- С женой мы в одной школе учились, познакомились в восьмом классе, а потом друг дружку ждали.

- Мне кажется, вы строгий глава семейства.

- Нет, демократичный. И в работе тоже. За что и страдал, когда подчиненные этим пользовались. В советские времена как было: стратегия, четкая команда, вправо-влево ни шагу. Но и тогда я старался войти в положение каждого. В любом деле главное: знать его до мелочи и понимать людей.

- Неужели без крепкого слова обходились?

- Когда пошел служить, ругаться не умел. В армии у меня появился хороший учитель - старшина, а среди подчиненных почти половина – осужденные. Так что научился и матом, но старался без него.

- А когда денег в бюджете не было на ремонт, на топливо перед надвигающейся зимой?

- Сложной можно назвать любую ситуацию, и сегодняшнюю тоже. Работать в годы безденежья было трудно, но было в городе главное – управленческая структура, позволяющая выполнять задачи в любых условиях.

- Сложно вы сказали. Я проще спрошу: если нечем было заплатить дворнику, как требовать с него чистоту на участке?

- Если задачу понимает руководитель – и подчиненный ее поймет. Работали в долг, с колес топливо получали. Сводки поступали, как фронтовые: десять цистерн с мазутом прошли Вологодскую область… дошли до Исакогорки. И вдруг вместо Северодвинска в Архангельск их заворачивают!

- И как тут за сердце не схватиться.

- Бесследно такое не проходит. Благодаря выдержке выстояли, в том числе – выдержке наших горожан. Не разморозили город. Некоторые говорят: Уваров разрушил систему ЖКХ….

- Ни разу не слышала.

- Когда по просьбе друзей баллотировался в депутаты Горсовета, довелось послушать от соперников по выборам. Может быть, надо было работать лучше. Но мы делали все исходя из реальных возможностей.

Кирпичом по яме

- Василий Иванович, как я поняла, критики продолжателей вашего дела сегодня не будет. Профессиональная этика?

- А за что их критиковать? По правильному пути идут коллеги. Недостатки? Они были и будут, как наряду с хорошими руководителями - любители отмахнуться от ответственности.

- Поругайте хотя бы дороги.

- Они и в мою бытность начальником проблемой были. Смеялись над нами, когда ямы ремонтировали кирпичами. Мы и сами понимали, что это не метод, но на другое не имели денег. В нынешнем году большие средства в ремонт вложены. Но считаю, сделать можно было больше, остался неиспользованный резерв: выходные и белые ночи.

- Резерв выбора, который нам предоставил новый Жилищный кодекс, – как к нему относитесь?

- Некоторые голосуют за коммерческие структуры управляющих компаний. Я не против коммерции - против тех, кто готов только деньги собрать. И еще. Никаких квартплат не хватит, если не сделать капитального ремонта после хронического недофинансирования отрасли. Поэтому так считаю: есть в стране Стабилизационный фонд, значит, нужно было взять из него средства, отремонтировать жилье и только потом передать его в руки собственников.

- Как считаете, новые правила игры на жилищном поле не развалят систему ЖКХ?

- Уверен, что в Северодвинске это не получится.

Страховка надежнее

- Василий Иванович, долго привыкали к тому, что не надо идти в мэрию?

- Год, наверное, просыпался и собирался… Потом оказалось, что и по дому много дел, на даче.

- Коммуникации к ней подвели?

- Дренаж сделан, колодец свой, теплица, баня. Я любитель попариться и в городской бане.

- Не вздрагивали, когда кто-нибудь в публичном месте подходил: а вдруг спросит в час отдыха про холод в квартире?

- Нет, не вздрагивал, ни разу такого не было и звонков ругательных тоже. Если человек на прием приходил, я понимал: для него это последняя инстанции. Когда людям все объяснишь честно, они тебе в ответ, с какими бы словами ни пришли, «спасибо» скажут.

- Вы правда каждый дом в Северодвинске знаете?

- И в большинстве своем - какого диаметра трубы к ним подходят. Хотя, может быть, что-то уже изменилось.

- И не только в коммуникациях. До сих пор вспоминаю, как по пятницам к восьми утра мчалась к вам в кабинет на летучку-планерку. И до сих пор удивляюсь: почему дали «добро» на присутствие, могли ведь отказать вежливо, мол, это наши внутренние дела…

- Считал и считаю, что все должно быть открыто. Как ни старайся что-то спрятать, жизнь все откроет рано или поздно. И тогда будет вдвойне неприятно.

- Талисман на вашем столе лежит от сглаза. Верите?

- Верю. Но страховка лучше защищает, - говорит директор страхового агентства.

В общем, все у Василия Ивановича, как и раньше: только по делу и без лишних слов.

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА