Вечерний Северодвинск
Номер от 19 октября 2006 г.

«Автограф» в трудовой книжке
Три десятка лет отдала любимому детищу заслуженный работник культуры РФ Татьяна Герловина

Это интервью состоялось месяц назад, но в разгар пролившегося в ту пору «звездного дождя» поставить его на полосу все как-то не представлялось возможным. И все же на этот раз мы решили восстановить справедливость. И повод для этого более чем подходящий - народный театр «Автограф» в конце сентября лихо вступил в свой юбилейный творческий сезон.

- ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА, тридцать лет - это значительная веха и для самодеятельных актеров, и для человека, который все эти годы бессменно руководит этим беспокойным хозяйством. Скажите, каких душевных затрат требует ваша работа?

- А что, не видно? Была рыжая, стала белая.

- Прямо «Постарею, побелею, как земля зимой»...

- А что вы думаете? Я уже два месяца не красилась, так что принимайте, как есть. А серьезно - работать с людьми, которые не получают за свое творчество ни копейки, и столько лет руководить коллективом, который все это время существует на самоокупаемости, задача не из легких. Но ничего, вертимся.

- Признаюсь, мне очень импонирует ваш бесконечный оптимизизм. Что является вашим вечным движком - жажда творчества, необходимость выживания или любовь к людям, которые всегда вас окружают? В разные годы - разные лица... Дети взрослеют быстро.

- Я об этом время от времени размышляю. Просто так сложилось, что другого образа жизни я не представляю. Честно говоря, меня очень радует результат совместного творчества, когда с каждым спектаклем я и мои актеры - большие и маленькие - становятся душевно богаче, начинают по-новому смотреть на мир. В такие минуты забываешь о своем недомогании или домашних хлопотах. Понимаешь, что наш труд не напрасен. И еще важно, что близкие меня всегда понимали. Скажем, день рождения у папы или мамы. А у меня в этот день спектакль. И они никогда не обижались, что на праздник в Архангельск я приезжаю позже всех.

- Случаются минуты отчаяния?

- А как же без этого! Бывает, бьешься, бьешься - и все не так, ничего никому не нужно. Обидно, что даже школам теперь ничего не надо. Денег нет, того нет, другого нет... Про рекламу мы уже забыли, не по карману. В управлении культуры больше десяти лет думают, как нам помочь, да только все на словах.

- Татьяна Павловна, мне очень нравится, что каждый в ваш театр несет свою долю творчества и сотворчества, что на сегодняшний день слово «Автограф» стало для Северодвинска откровенно знаковым понятием и ваш труд оценен. Вы помните день, когда вам сообщили о присвоении почетного звания, когда «награда нашла героя»?

- Это было уже давно. Прежде всего, я не знала, что отправили документы на мое представление. Сидели вечером дома с мужем. В половине девятого звонок в дверь. На пороге мама, сестра с мужем. Вручают подарки, шампанское - поздравляют. Я ничего не понимаю. Тогда разворачивают газету, где напечатано, что я получила звание. Первым в указе шел Володька Резицкий, а сразу за ним я.

- Почему не по алфавиту?

- Так он шел в номинации «заслуженный артист», а я «работник». В тот вечер тут же накрыли стол и отметили по-семейному. В общем, ничего особенного.

- Татьяна Павловна, как на духу. Почему-то считается, что режиссер - профессия не женская. Ваше мнение на этот счет?

- Но ведь режиссер не сталевар. Вполне женская работа.

- А ведь наши женщины умеют и шпалы класть...

- Это не про меня. Я считаю, что у женщин бывает воображение развито даже больше, чем у мужчин. Вспомните Киру Муратову, Ларису Шепитько, Динару Асанову, Галину Волчек, Светлану Дружинину - все состоялись именно в режиссуре. Есть на кого равняться. В нашем городе великолепно работают Наталья Громова, Марина Венгерович. Да и вообще во всех самодеятельных театральных коллективах режиссеры - женщины.

- Профессия постановщика предполагает властность, требовательность, диктат. А чем можно ранить или обидеть режиссера Герловину?

- Только халтурой на сцене, наплевательским отношением к нашему общему делу. Пренебрежение к театральному ремеслу для меня кровная обида. Но такие люди в коллективе не задерживаются. Не прогоняем, сами уходят.

- Чувство юмора помогает в работе?

- А без него невозможно. Как можно найти общий язык с коллективом, где каждый - приколист? Так что я всегда в курсе последних анекдотов. Да и при подготовке городских праздников в парке или на площади без шутки не обойтись. А какой капустник без розыгрышей и пародий? Смеемся себе понемножку.

- Татьяна Павловна, в ваших спектаклях на сцену вместе с первоклассниками выходят и ветераны театра, отдавшие любимому делу не один десяток лет. Как удается уравновешивать эти «гирьки»?

- Надо просто чувствовать каждого из исполнителей, понимать психологию, принимать все плюсы и минусы. Труднее с молодежью. Многое в их поступках я не понимаю, но ребята, которые занимаются, могут быстро объяснить, что к чему.

- Говорят, настроение человека зависит от того, с какой ноги он встал.

- Я всегда сразу с двух. Точно, не прогадаешь.

- Каким авторам вы отдаете предпочтение?

- Мы были воспитаны на Арбузове, Володине... А сегодняшние молодые даже Вампилова не знают. Да что с них спросишь, если даже одна учительница уверена, что наше «Прощание в июне» - спектакль про начало войны. Приходится уже на рекламных щитах растолковывать, что сие - молодежная комедия.

- Что пожелать вам в заключение нашей встречи?

- Мне ничего, а театру - доброго, внимательного зрителя и новых талантливых актеров. От семи и старше.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ