Вечерний Северодвинск
Номер от 12 октября 2006 г.

Правильные правила
Правительство утвердило новые Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые должны помочь собственникам выстроить отношения с управляющей организацией и муниципальными властями.

ТЕПЕРЬ городские власти не смогут присваивать подвалы только потому, что они «находятся на балансе» муниципальных предприятий. Содержать все общее имущество в доме (от подвала и лестниц до чердака и крыши) должны сами жильцы-собственники квартир, но зато они могут сами пользоваться этим имуществом, сдавать его в аренду, а полученные деньги смело тратить на содержание дома. Тем, у кого небольшие доходы, государство должно помочь субсидиями. Их сейчас получает в России около 15 процентов домохозяйств.

До тех пор, пока муниципалитет не оформит в общую собственность придомовую территорию, жильцы не должны нести расходы на ее содержание и уборку. И до 1 июля 2008 года все участки под домами должны быть разграничены, причем бесплатно для жильцов.

Перечни работ и услуг по содержанию и ремонту определяют собственники помещений на общем собрании. Согласно новым правилам содержания, текущий и капитальный ремонт проводится только по решению общего собрания собственников. И решение это надо принимать не тогда, когда вышел кем-то установленный срок, а тогда, когда дом достиг определенного критического состояния. Факт того, что дом пора ремонтировать, могут зафиксировать сами собственники, а также уполномоченные государственные органы.

Если раньше плату за содержание и ремонт жилья устанавливали органы местного самоуправления, то теперь ее могут определять сами собственники на общем собрании. Основным способом определения такой платы является решение самих собственников на их общем собрании или решение органа управления ТСЖ. Муниципалитет же вправе по своему усмотрению устанавливать плату за содержание и ремонт для жильцов неприватизированных квартир. Может и для собственников, но только в том случае, если те не выбрали способ управления (не созвали собрание или не смогли принять решение, которое бы поддержало большинство). Но и в этом случае плата может устанавливаться только после проведения открытого конкурса, который начнут проводить с 1 января 2007 года. У жильцов еще есть время, чтобы самим решить, как жить в своем доме дальше. Правда, сделать это крайне сложно. В новых домах, где купившие квартиры жильцы имеют примерно равный и весьма высокий уровень доходов и более «продвинутое» самосознание, собственникам договориться и принять решение проще. Что касается старого жилья, здесь объединить жильцов намного сложнее. Во многом потому, что публика в старых домах живет разношерстная. Здесь и небедные жильцы, купившие квартиру недавно, и семьи со скромными доходами, но решившие свое жилье все-таки приватизировать, и те, кто предпочел оставить занимаемую площадь за муниципалитетом, и просто спившиеся граждане, превратившие свою квартиру в бомжатник.

Муниципалитеты теперь не вправе устанавливать цены на вывоз бытовых отходов и техническое обслуживание лифтов. Это конкурентные виды деятельности, как производство молока или хлеба. Следовательно, цена на них должна быть рыночной, а не регулируемой органами местного самоуправления.

К радости всех жильцов, появились и новые правила изменения размера платы, которые устанавливают высокие требования к уровню качества коммунальных услуг. В частности, не допускается отклонение давления, состава и свойств холодной воды от установленных санитарных норм и правил. За воду, не соответствующую санитарным нормам, теперь можно не платить независимо от показаний приборов учета. Соответствующие требования установлены и для других видов коммунальных услуг.

Перерасчет платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение, согласно новым правилам, должен производиться при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд. Перерасчет осуществляется в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после возвращения. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность отсутствия. Такими документами могут являться копия командировочного удостоверения, справка о нахождении на лечении в стационаре, проездные билеты, счета за проживание в гостинице и иные документы или их копии, подтверждающие временное отсутствие жильца.

Правилами установлены основания и процедуры приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг. Такие меры возможны, в частности, при неоплате потребителем коммунальных услуг, самовольном подключении потребителя к внутридомовым инженерным системам, использовании потребителем бытовых приборов свыше допустимой мощности, авариях, стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях, проведении планово-предупредительного ремонта, неудовлетворительном состояния внутридомовых инженерных систем. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг потребителям, полностью выполняющим свои обязательства, не допускается.

Новые правила предоставления коммунальных услуг знать необходимо, поскольку они дают возможность защитить свои права в тех многочисленных случаях, когда работы, за которые мы ежемесячно платим, делаются некачественно, а услуги не предоставляются в полном объеме. И от того, как быстро мы изучим и начнем применять эти правила на практике, зависит качество коммунального обслуживания.

Людмила ГРИГОРЬЕВА