Вечерний Северодвинск
Номер от 10 октября 2006 г.

Кто убил газету?
Поиск ответа на этот вопрос стал главной темой 35-й европейской конференции Международной ассоциации газетного маркетинга. Один из участников форума - главный редактор газеты «Вечерний Северодвинск» Вячеслав Белоусов готов рассказать о результатах расследования.

- Вячеслав Васильевич, кто обсуждал судьбу газет?

- Уже давно существует альянс руководителей региональных СМИ, куда входят главные редакторы и издатели крупнейших региональных газет, таких, например, как «Красноярский рабочий» или «Важский край», «Ставропольская правда». Каждый год они собираются с одной-единственной целью - пообщаться, узнать, что нового в газетном мире. В этот раз около полусотни российских газетчиков собрались в Испании, где проходила международная конференция. Мы заранее договорились со своими зарубежными коллегами, что стандартной повестки с докладами не будет. Есть у кого-то желание поделиться с коллегами бедой или радостью, опытом или новинкой - нужно дать ему возможность сделать это.

- И что же, на ваш взгляд, объединяет газетчиков, беда или радость?

- Как бы пафосно это ни звучало, объединяет всех журналистов одно - любовь к профессии и преданность своей газете. И в советскую пору, и сейчас журналистика не относится к категории высокооплачиваемых или чрезвычайно престижных профессий. Может, к опасной, но не хлебной. До сих пор редакторам и журналистам угрожают, их убивают, как убили обозревателя «Новой газеты» Анну Политковскую. Ее смерть всколыхнула все журналистское сообщество. Ни у кого нет сомнений, что убийство известной журналистки связано с профессиональной деятельностью. Может, сейчас отечественная журналистика и переживает определенный кризис недоверия и недооценки. Но когда видишь людей, которые совершенно искренне говорят о том, что для них журналистика - это и религия, и любимая профессия, бросить которую невозможно, как бы сложно ни было, - это внушает оптимизм.

- Вячеслав Васильевич, у вас была возможность сравнить российскую и мировую печать.

- Никто не искал различия. Российская пресса живет не в вакууме, а в полном соответствии с мировыми тенденциями. Наша пресса сейчас на таком уровне, профессиональном и технологическом, что мы нисколько не уступаем зарубежным изданиям.

- А нынешнее состояние российской прессы обсуждалось?

- Тут нам нечем похвастаться. Все редакторы российских региональных газет заметили желание власти контролировать прессу. Сейчас уже практически вся отечественная пресса поет аллилуйю власти. Попытки чиновников как-то управлять нами, воздействовать на нас, заставить нас быть лояльными видны невооруженным взглядом. И не дай бог нам скатиться к прежнему состоянию, когда были для СМИ неприкасаемые фигуры и темы и процветала цензура, которая за этим очень внимательно следила. На встрече западные коллеги практически не затрагивали эту тему. Им она неинтересна, поскольку у них проблем - ссориться с властью или нравиться ей - нет, как и запретных тем. Все наши попытки выяснить у зарубежных коллег, вмешивается ли в их работу власть, диктует ли, что и как писать, были бесполезны: они даже вопроса не понимают. Как не понимают, что значит получить от власти деньги. И это правильно. У нас, журналистов, есть профессиональная обязанность объективно показывать, чем живет общество, поскольку власти не все видно из окон кабинетов. И что бы там ни говорили, давно доказано, что прессу боится даже тот, кто ничего не боится.

Наша власть продолжает создавать различные силовые и контролирующие структуры, над ними еще и еще. А это дело прессы - контролировать и рассказывать правду. И за это журналиста надо не убивать, а говорить «спасибо».

- Можно ли считать эту конференцию панихидой по газете?

- Когда появилось телевидение, предсказывали скорую смерть театрам и кино. Так и с появлением Интернета нашлись те, кто решил, что газетам долго не прожить. Но мировая практика показывает, что Интернет газетам не страшен. Есть исследования, которые подтверждают эффективность печатных СМИ. 48% опрошенных узнают о рекламе из газет, и только 21% - по ТВ. И от мировых тенденций нам никуда не уйти. Как бы парадоксально ни звучало, но именно Интернет и бесплатные газеты порождают новых читателей для полноценных печатных изданий. Весь дух конференции был пронизан именно этим оптимизмом. Там же, на конференции, я услышал, что во всем мире каждый пятый пьет на рабочем месте, каждый третий на работе занимается сексом, в том числе и виртуальным, а 70% работников уверены, что их начальникам абсолютно на них наплевать. Вроде бы оптимизмом тут и не пахнет. Но не небо падает, а перемещаются тучи! Не надо думать, что проблемы неразрешимы. Нужно будоражить коллектив, не бояться что-то менять и меняться самим, постоянно искать, пробовать и внедрять новое. Не допустить болота в коллективе. И это не о газете, это о любом деле.

- Общаясь с коллегами, сделали ли вы для себя какие-то открытия?

- В выступлении иностранных коллег можно выделить главный момент - это читатель и важность читательского мнения для газеты. Спрашивать его обо всем, вплоть до того, какой должен быть газетный шрифт. К этому стремимся и мы.

Вообще, на конференции мы услышали много полезного, но каких-то глобальных открытий я для себя не сделал. Был издатель, который поделился своей «находкой», мол, он единственный в Европе, чья газета продается в булочных. Разочаровывать его я не стал, а наши читатели знают, что уже давно могут купить газету в фирменных магазинах северодвинского хлебокомбината. Кстати, очень многие иностранные «новшества» для нас уже пройденный этап. В Испании, например, первая бесплатная газета появилась в 2001 году, а наша «Северная неделя» появилась на 10 лет раньше. Правда, там эти издания пошикарнее, но нужно понимать, что региональная пресса не имеет такого материального ресурса, многие издания у нас просто выживают. Поездка подтвердила мое мнение, что нужно постоянно пересматривать бизнес-план газеты для привлечения новых читателей.

- Вячеслав Васильевич, так кто же убил газету?

- Она жива и в России, и в мире, и жить будет долго. Единственное, что ее может убить, - это непрофессионализм и равнодушие журналистов к своей газете, к жизни, к читателям.

Беседовала Елена САДОВА