Вечерний Северодвинск
Номер от 5 октября 2006 г.

О тех, кто живет «на холмах»
«На холмах» - такое название дал народ учреждению УГ 42/12 - исправительной колонии строгого режима, что в деревне Данилово Холмогорского района.

СО ЗДЕШНЕЙ жизнью за колючей проволокой удалось познакомиться с помощью начальника колонии подполковника внутренней службы Игоря Зуева, начальника отдела по воспитательной работе с осужденными Андрея Берденникова и старшего оперуполномоченного Руслана Линькова.

У «хозяина» колонии за плечами 13 лет службы в учреждениях пенитенциарной системы и в управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области. «На холмах» Игорь Константинович три года, и за это время ему многое удалось улучшить в жизни непростого «хозяйства».

У каждого из шести сотен осужденных, отбывающих наказание в колонии, конечно, очень непростые судьбы и характеры. Самый маленький срок - девять месяцев - получил за незначительную кражу житель нашей области, а один насильник и убийца, совершивший преступление в средней полосе, будет здесь прописан двадцать пять лет... Осужденные в колонию в основном из Архангельской области и Санкт-Петербурга, но есть «клиенты» и из других регионов России, из разных стран СНГ.

«На холмах» хорошо налажено швейное производство, а также дерево- и металлообработка. Большая часть осужденных задействована на основном производстве и хозяйственном обслуживании учреждения. Есть в колонии и подсобное хозяйство: лошадь, 80 свиней и шесть гектаров картофельного поля. После работы у осужденных есть возможность и отдохнуть, и получить образование. В прошлом году епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил церковь, расположенную на территории учреждения. В конце 2005 года началось обучение зэков в учебно-консультационном пункте от холмогорской средней школы. Этим летом впервые прошли выпускные экзамены. Семь осужденных получили аттестаты о неполном среднем образовании.

Находится время и для спорта. Например, недавно завершились два турнира - по шахматам и футболу.

Во время знакомства с зоной побывал я и в церкви, и в столовой, где мне предложили отведать зэковского обеда, и в школе во время занятий, и в третьем отряде. В нем-то и познакомился со старшим дневальным, 32-летним северодвинцем Николаем Тимофеевым. У Николая уже пятая «ходка». Что касается первых четырех, то наш земляк не отрицает, что сидел по делу. А вот пятое, как Николай считает, «состряпано». Тогда, после четвертого освобождения, Николай Тимофеев мог бы попасть в книгу рекордов Гиннесса - за самый короткий срок пребывания на свободе. Число тринадцать оказалось для Николая несчастливым: именно столько часов он провел на свободе. Рассказывает такую печальную историю: из колонии освободился с 1200 рублями в кармане, заработанными за время отбывания срока наказания. Доехал до своего дома, закурил сигарету у подъезда. Было три часа ночи, конец сентября. Вдруг подъехал милицейский «газик», и находившийся там потерпевший показал на Тимофеева, будто это он украл у него 180 рублей. Суд приговорил северодвинца к девяти годам особого режима. Позднее режим заменили на строгий, и Тимофеев оказался «на холмах». Сейчас стремится к условно-досрочному освобождению. Но и с четвертого срока он ушел по УДО, поэтому беспокоится, что теперь суд может вынести постановление не в его пользу...

Уже выходя из третьего отряда с удивлением встретил еще одного северодвинца - Константина Лобанова. Познакомились мы с ним несколько лет назад в зоне особого режима около Североонежска, где я побывал вместе с членом областной комиссии по помилованиям Татьяной Восахло. В помещении, где проходят длительные свидания, я увидел Константина вместе с его женой Викой и дочкой Катюшей. Парикмахер по профессии, и в этом учреждении Лобанов делал прически осужденным. Подстриг тогда земляк и меня.

У него это тоже не первая «ходка» в зону, а последний приговор суда, отправивший Константина за забор на одиннадцать лет, он тоже считает несправедливым. «На холмах» северодвинец осваивает новую для себя профессию слесаря. Плетет металлические сети. Еще шесть долгих лет отбывать Лобанову срок. А дает силы и терпение Константину выживать в неволе молитва в церкви и переписка и свидания с любящими женой и дочуркой.

И на этот раз перед выходом из колонии я решил заглянуть к тем, кто приехал на длительные свидания. И вновь встретил северодвинца - Вадима Садыкова, с которым познакомился во время его предыдущего, четвертого срока в колонии на Пирсах. В этот день у Вадима был день рождения, и к нему приехали друзья. Только благодаря им - Алексею Меньшикову, Михаилу Пахомову, Валентину Цвиринскому и другим - Вадим Садыков находит силы искать справедливость. В своей жизни Садыков признает много ошибок, но о последних отсидках говорит, что его умышленно подставили. Теперь дело Вадима Садыкова принял на рассмотрение Европейский суд по правам человека. Во французском Страсбуре уже состоялось первое слушание по иску Садыкова на сто тысяч евро, которые он намерен взыскать за неправомерный приговор с Северодвинского городского суда.

Выйдя из колонии на волю, вдохнул я свежего воздуха и долго не мог налюбоваться красотой золотой осени. Да, человек привыкает к любым условиям. Исключение, наверное, - лишение свободы.

Валерий УТКИН