Вечерний Северодвинск
Номер от 5 октября 2006 г.

Здоровых нет, есть необследованные!
Медкарты бюджетников толстеют на глазах

В БОЛЬНИЦУ идти не хочется, некогда, страшно, начальство может косо посмотреть... Не научены мы заботиться о своем здоровье, пока не прижмет. Работников бюджетной сферы «прижать» решило государство дополнительной диспансеризацией. Первые итоги которой подтверждают грустную докторскую шутку: «Здоровых нет, есть необследованные».

Поликлиника №1 до декабря обязана обследовать 1200 человек. Каждого пригласить на прием, попросить заполнить анкету, убедить пройти все этапы, подвести итог и принять все меры для оздоровления.

- Трудно? - спрашиваю заместителя главного врача по поликлинической работе Наталью Кайюмовну Грошеву.

- На две трети план мы уже выполнили. Правда, для этого пришлось отказаться от более удобного принципа - территориального, по месту прописки. Сегодня терапевт приходит на место работы, или медсестра - на дом. Выдают талончики на прием. Когда начинали, откликались единицы. Возможно, потому что не были уверены, что делается все бесплатно. Теперь ситуация изменилась, всех желающих в этом году не успеем принять.

- Государство наше славится умением ставить задачи, не объясняя, как их решать. На этот раз оно не изменило себе?

- Самое обидное, что в начале работы мы получили только постановление правительства и приказ министерства. Никаких разъяснений, форм отчетности. Все пришлось разрабатывать самим, даже программы компьютерные составлять. Только через три месяца пришли документы, практически совпавшие с нашими. Так трудно еще никогда не работали.

- Было мнение, что после эпопеи с бесплатными лекарствами муниципальной медицине уже ничего не страшно.

- Думали так, а оказалось, что это были еще цветочки. Но сейчас уже входим в нормальный ритм работы.

- Работник бюджетной сферы от 35 до 50 лет раз в два года должен пройти через что?

- Начинается и заканчивается обследование у терапевта. Кроме этого: эндокринолог, хирург, невролог, окулист, гинеколог для женщин и уролог для мужчин, флюорография, ЭКГ, общий анализ крови, мочи, анализы крови на сахар, холестерин. Женщинам до сорока лет - УЗИ молочной железы, после сорока - маммография. Рак молочных желез - большая проблема, чаще к нам обращаются уже с третьей стадией болезни, потому что первая и вторая проходят бессимптомно. А главная цель дополнительной диспансеризации как раз и состоит в том, чтобы выявлять болезни на ранних стадиях.

- И что выявляется?

- Только менее четырех процентов обследованных здоровы. А у большинства - масса проблем, нуждаются наши пациенты в длительном обследовании и оздоровлении.

- Следовало ожидать... Еще ожидались большие очереди перед кабинетами.

- Два дня в неделю специалисты работают только на дополнительной диспансеризации. Вчера, например, приняли семьдесят человек. Конечно, очереди есть, но человек должен сам себя настроить, чтобы спокойно, без нервотрепки потратить два-три часа на свое здоровье. Это в первую очередь нужно ему самому.

- Тем, кто приходит по утрам к регистратуре, тоже нужно, даже очень. Но, получается, что два дня и без того дефицитные узкие специалисты общий прием не ведут?

- К сожалению, страдает текущая лечебная работа. Кадры - самая большая проблема. Узкие специалисты уходят в участковые терапевты, по другим причинам рассчитываются. В результате сегодня у нас работает всего один окулист, один невропатолог и один эндокринолог. И в ближайшее время ситуацию эту не изменить.

- Как выходите из положения?

- В нашей поликлинике есть незыблемое правило: в день обращения каждый пациент должен попасть на прием к терапевту, пусть даже не к своему участковому. А он - по максимуму оказать помощь, назначить лечение. Например, инсулин при сахарном диабете теперь выписывает терапевт, эндокринолог только консультирует.

- За дополнительную диспансеризацию полагается дополнительная оплата?

- Не оправдывающая затрат - всего по пятьсот рублей за полностью прошедшего обследование пациента и только после проверки документации в отделении соцстрахования. На этой неделе должны поступить первые деньги.

- И сколько перепадет врачу?

- Смешно сказать - тридцать рублей за пациента.

- Высокооплачиваемому терапевту - тоже?

- Нет, только узким специалистам, терапевты уже получают надбавки с начала года. Решил нацпроект очень острую проблему с участковыми всего за пять месяцев. Будем надеяться, что это только первый этап. Недавно в областной департамент здравоохранения отправили реестр всех работников первичного звена, надеемся, что это повлечет за собой повышение зарплат и узким специалистам. Кроме того, частично увеличить им зарплату сможет и повышение тарифа за неработающих пенсионеров на двадцать пять процентов. Пусть небольшая, но есть возможность для стимулирования.

- Наталья Кайюмовна, медосмотр показал, что и медицинские работники не следят за своим здоровьем. Почему? Вам ведь не надо с работы отпрашиваться, в очередях стоять - заглянули в соседний кабинет, проверились.

- На износ работают медики, зарплата низкая, приходится подрабатывать. На собственную профилактику времени нет. Сегодня, например, у нас работает всего один травматолог, в день принимает по восемьдесят человек, а ему уже за 65 лет. Почему в первую очередь здоровье мужчин-докторов не выдерживает? Акушеры, реаниматологи, хирурги должны сутки работать и трое восстанавливаться, а приходится, чтобы семью кормить, сутки через сутки. В прошлом году на похоронах доктора посмотрела я на наших мужчин - все седые, уставшие...

- Нашим тоже тяжело. Как считаете, могут «внебюджетники» рассчитывать на такое же внимание государства к их здоровью?

- Мы думаем, должно быть продолжение программы дополнительной диспансеризации, что попадут под нее не только работники бюджетной сферы. Возможно, и возрастные границы будут изменены.

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА