Вечерний Северодвинск
Номер от 28 сентября 2006 г.

Шах и мат спортивной школе?
Причина - «низкое качество реализации программ и отсутствие у учреждения аттестации по данному направлению». Под протестом подписались родители 173 воспитанников отделения. Были привлечены депутаты горсовета, обращение поступило к мэру. Через несколько дней приказы были отменены. Но неспокойная обстановка в отделении осталась.

ТРЕНЕРЫ-шахматисты Людмила Носкова, Игорь Коба, Роман Лудков, с которыми удалось пообщаться, единодушны. Поддерживают их, судя по письмам, и родители воспитанников, и многие выпускники, в том числе чемпионка мира среди девушек Мария Курсова. Мелочные, субъективные, но давно вошедшие в систему придирки со стороны завуча Галины Торховой, ее пристрастность и даже некомпетентность - вот причина затянувшегося кризиса, ставящего под угрозу нормальную, планомерную работу с сотнями детей и вообще развитие шахмат в Северодвинске. Именно странная политика завуча затрудняет участие детей в соревнованиях. Именно из-за ошибок учебной части школа не получила в областном департаменте образования аттестацию по направлению «шахматы». Перечень претензий тренеров к Галине Торховой - и служебного, и личного характера - занял бы не один абзац.

Но и у Галины Торховой за последние годы накопились и обиды на журналистов, по ее мнению, предвзято освещающих ситуацию в школе, и горькое недоумение от поступков родителей юных шахматистов. Никто из них, с ее слов, не пробует выяснить вопросы лично у нее, но сразу жалуется в мэрию или к депутатам, или в газеты. Однако оправдываться она не желает: каяться не в чем. Все, чего она требовала, требует и будет требовать, содержится в официальных нормативных документах, которые только и должны определять внутренний распорядок в спортивной школе. Только этими актами она руководствуется и желанием совершенствовать учебно-тренировочный процесс.

Все тренеры других отделений успешно работают в рамках этих предписаний, а перечислять нарушения обязательной для всех трудовой дисциплины со стороны шахматистов было бы слишком долго. Возможно, отдельные нормы действительно не учитывают специфики шахмат. Но документы эти не ею и даже не ее северодвинским руководством приняты. Почему тренеры уходят? Потому что человеку свойственно искать лучшие условия. Естественный процесс. Почему предыдущие приказы о дисциплинарных взысканиях и даже увольнении тренеров-шахматистов все как один опротестовывались в суде? Из-за нарушений формального характера, опыта подготовки таких приказов ранее у администрации не было. И уж конечно, ни о каком развале шахмат не может идти и речи. Что вы, как могла прийти в голову такая мысль? Наоборот, Галина Васильевна всячески поддерживает развитие шахмат. Более десяти лет назад возражала против реорганизации отделения в клуб. И сейчас родители, если их действительно искренне тревожит ситуация, могут быть спокойны: их дети будут заниматься любимой игрой, как и прежде.

Начальник управления образования Лев Малейков прокомментировал ситуацию лаконично. Он подтвердил отмену приказов о закрытии отделения и увольнении тренеров. У администрации школы и педагогов есть еще один учебный год, чтобы привести все в соответствие с нормативами и получить, наконец, лицензию. На вопрос, кому из сторон адресует свои претензии управление образования, Лев Алексеевич заметил, что в подобной ситуации замечания возникают как к педагогам, так и к руководству образовательного учреждения.

Нет, я не возьму на себя смелость быть арбитром в этой ситуации. Для этого нужно, во-первых, иметь солидный опыт работы в учреждениях дополнительного образования, досконально разбираться в принятых в разное время и на разных уровнях нормативных актах и к тому же детально знать документацию конкретной школы. Как без этого разобраться в том, имели ли место нарушения трудовой дисциплины, дидактики и методики обучения?

А во-вторых, кого-то из уважаемых педагогов пришлось бы упрекнуть... ну, в неточностях, скажем так. Очень не хотелось бы.

Во всяком случае, все участники конфликта производят впечатление вполне искренних в осознании своей правоты. Ясно, что завуч вряд ли отступится от своих требований. И горуно едва ли не скрепя сердце отказалось - пока! - от решительных мер: перед лицом проводимой областным департаментом аттестации на карту поставлен уже престиж всего северодвинского образования. Но и тренеры проблемного отделения тоже не намерены отказываться от собственного понимания лучшей организации дела.

Традиционные призывы к поиску компромисса в ситуации, когда речь идет о соблюдении трудовой дисциплины, очевидно, неуместны. На взгляд стороннего наблюдателя, вынужденный ход в этой трудной позиции сейчас за тренерами. Им остается либо искать защиты и понимания у вышестоящих инстанций (спрашивается, у каких?), либо попытаться все же как-то ассимилироваться в существующей в школе системе (события последних лет показывают, что это весьма проблематично, каковы бы ни были причины), либо и в самом деле строить преподавание шахмат на иной базе - вне ДЮСШ-2 (как бы ни было это сложно - по целому ряду организационных и финансовых причин). Картина, в общем, невеселая.

Немного утешает лишь то, что все стороны заявляют о поддержке детских шахмат в городе. А значит, есть надежда на то, что, как бы ни развивались события, юные северодвинцы и дальше смогут изучать древнюю и мудрую игру, а педагоги - преподавать ее.

Станислав ЗЕЛЯНИН